Интервью рава Бенциона Зильбера

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

149

Мы живем в тяжелое время для изучающих Тору. Сложная экономическая ситуация, давление со стороны правительства. Насколько важно и ценно изучение Торы именно в таких непростых обстоятельствах?

Известно, что изучение Торы – это то, что поддерживает мир. Говорит Гемара в трактате Недарим: «Если бы не поддерживался союз (народа Израиля и Всевышнего) днем и ночью (если бы не изучали Тору), то Я не установил бы законы неба и земли». Весь мир держится на тех, кто изучает Тору. Так происходит во всех поколениях, в том числе – в нашем. И в легкие, и в тяжелые времена те, кто изучают Тору, поддерживают мир.

Изучение Торы в тяжелых условиях имеет особую заслугу перед Творцом. Более того, в таком изучении есть особенность – оно помогает лучше понять изучаемое.

Рассказывают о двух великих мудрецах Торы: раве Шмуэле Страшуне, известном, как Рашаш и раве Нафтоли Цви Йеуде Берлине – Нециве, главе Воложинской ешивы. Нецив учил Тору в очень стесненных условиях, а о раве Шмуэле известно, что он был состоятельным человеком. И оба они учили Тору днем и ночью. И как-то раз они встретились. Рашаш что-то спросил у Нецива, и тот ему мгновенно дал ответ. Рашаш очень удивился: «я много времени трудился над этим вопросом, а у вас уже есть готовый ответ?!» Нецив ответил: «все дело в том, как мы учим Тору. Я учусь в стесненных обстоятельствах, а вы – нет».

Приводят от имени рава Хаима Соловейчика из Бриска следующее. Был великий мудрец Торы, рав Арье Лейб Гинзбург. Свою самую известную книгу – «Шаагат Арье» – он написал в очень стесненных обстоятельствах. Другую же книгу – «Турей Эвен» – он написал, занимая пост раввина в городе Меце и будучи в гораздо более комфортном положении. Так вот, приводят от имени рава Хаима из Бриска, что по глубине в Торе «Шаагат Арье» находится на более высоком уровне, чем «Турей Эвен».

Безусловно, кто мы, чтобы судить обо всех этих великих людях… Но изучение Торы даже в стесненных обстоятельствах – это особая сила и особое достоинство. Более того – это особое понимание Торы.

Вообще, вопрос с гонениями на изучающих Тору не имеет объективных причин. Просто кому-то мешает, что есть люди, которые изучают Тору.

То есть вся кампания по дискредитации и лишению средств к существованию изучающих Тору не имеет причин?

Вся эта кампания не имеет какого-либо практического обоснования. Одно из проявлений этого состоит в том, что, казалось бы, кто должен быть заинтересован в призыве учеников ешив в армию? Министр обороны! А он относится к этому факту весьма прохладно, и, мягко говоря, совсем не заинтересован в этом.

Изучение Торы – это основная заслуга, благодаря которой мы живем, и Б-г посылает нам удачу в этой Святой Земле. А те, кто воюет с этим – рубят тот сук, на котором сами сидят.

Очень важно сказать здесь, как с экономической точки зрения человек может продолжать соблюдать и изучать Тору. Есть Гемара в трактате Макот (10): «По пути, по которому человек хочет идти, – ведут его». Удивительная сила человека: он может направить на себя анагат Шамаим – Небесное Руководство. То есть, человек может направить отношение Всевышнего к себе. Нужно только понять, чего человек хочет.

Рав Шломо Вольбе писал об этом так. Есть множество людей, которые говорят, что хотят постоянства в изучении Торы, хотят учиться день и ночь, знать весь ШаС и еще много- много хороших вещей. Но что значит «человек хочет»? Значит ли это, что он спит и видит во сне, как закончил ШаС? Нет. «Человек хочет» означает то, что человек делает ради того, чтобы достичь желаемого. Какие усилия он прилагает, чем он жертвует – вот это означает, что человек действительно хочет чего-то.

И вот когда человек делает все, что может, то и Всевышний со своей стороны – делает то, что может.

Удивительную вещь мы наблюдаем в нашем поколении – совершенно уникальную ашгаху Творца над теми, кто полностью отдает себя изучению Торы. Даже с экономической точки зрения я вижу из реальной практики, что те, кто сидели и учились, и пошли работать или открыли бизнес – их проблемы велики: кто-то попал в долги, у кого-то расходы упорно не соответствуют доходам и тому подобное. Но те, кто по настоящему отдает себя изучению Торы – их проблемы ощутимо меньше. И это то, о чем сказано: «По пути, по которому человек хочет идти, – ведут его». Нужно стараться поставить себя на путь Торы и идти по пути Торы. И тогда Всевышний помогает идти дальше!

Есть еще один важный момент. Известно, что многие из тех, кто оставляет изучение Торы, делают это не из-за того, что у них сегодня нет куска хлеба. Это связано с беспокойством о том, что будет завтра: как я буду женить детей, где взять деньги на квартиру и так далее. Гемара в трактате Сота говорит очень сильные слова: «Тот, у кого есть хлеб сегодня, а он говорит: “Что я буду есть завтра?” – у такого человека недостаток эмуны (веры)».

Ман в пустыне воспитывал наш народ жить сегодняшним днем. Когда человек живет сегодняшним днем и надеется на помощь Творца и на то, что Он не оставит того, кто отдается Торе, то Всевышний действительно помогает.

Как доказать это людям, которые привыкли полагаться на свои силы?

Для этого нужна работа над собой. Понимая и ощущая, что есть Б-г, что все в мире – от него. И у Всевышнего есть много способов, даже без чудес, в пределах законов природы.

Есть много разных путей – Всевышний может привести неожиданный доход, а может – уменьшить расходы.  

Вопрос, который прямо следует из предыдущего – поддержка Торы… В наше время он приобрел первостепенное значение

В каждом поколении этот вопрос занимает центральное положение. Изучающие Тору должны иметь хотя бы минимум самого необходимого. И если правительство не хочет поддерживать Тору, то должны встать хорошие евреи в Москве, Киеве, Нью Йорке и других местах и сказать: «Вы не хотите поддерживать Тору? Мы будем ее поддерживать!» Это то, что должно быть.

Всевышний сотворил удивительную вещь: есть много евреев в разных странах, и если они будут давать десятину от своего дохода, как это принято в нашем народе, то это будет не только поддерживать Тору на «русской улице», но и далеко за ее пределами.

Интересный факт: в наше время мы наблюдаем огромное количество богатых и влиятельных евреев почти по всему миру…

Это, безусловно, особая браха. Но у этого также есть и цель – поддержка Торы, поддержка нуждающихся евреев. То, что Всевышний дает кому-то большое богатство, означает, что оно дается не просто так, а для определенной цели. И нужно, чтобы эти люди это поняли.

Тот, кто поддерживает Тору – получает браху во всех вопросах. Материальных и духовных.

Что нужно для того, чтобы люди поняли, что Тора нуждается в поддержке?

Люди должны понять, что они сами нуждаются в том, чтобы поддерживать Тору. Это большая заслуга. Те, кто поддерживают Тору, получают от этого огромный выигрыш.

Давайте затронем тему воспитания детей…

Слава Б-гу, в Земле Израиля есть система воспитания для мальчиков и для девочек, которая построена на Торе. Есть семинары «Бейт Яаков», есть хедеры и ешивы. И именно туда надо посылать детей, если мы хотим их вырастить достойными евреями, которые будут жить по Торе.

Далеко не для всех очевидно, что воспитание по Торе нуждается в каких-то дополнительных усилиях. Есть люди, которые считают, что сын вырастет хорошим евреем, обучаясь в университете.

Есть подход Торы во всех вопросах. И воспитание – наиболее чувствительный из них. Человек должен стараться воспитывать детей и помнить, что основное, и что – побочное.

В таких местах, где Тора не занимает центральное место, трудно ожидать, что дети вырастут хорошими евреями. Обычно этого, к сожалению, не происходит.

Человек должен знать, что он хочет от своих детей. Что он видит главным в их жизни – материальное или духовное? Тот, кто видит важным духовное, должен посылать детей в хорошие и проверенные места, где основа воспитания – Тора. И в таких вопросах не стоит делать эксперименты. Тогда это даст хорошие плоды.

Разумеется, только воспитания в пределах семинара или ешивы недостаточно. Должны быть теплота и любовь дома, духовная связь между родителями и детьми.

Дети видят родителей и хорошо понимают, что для папы и мамы важно, а что – нет. Это – первое. Второе – надо дать детям теплоту. Недостаточно, чтобы дети просто знали, что Тора – хорошая вещь. Нужно дать им почувствовать радость от Торы, радость от роста в Торе. Мы должны показать нашим детям, что, идя по пути Торы, они могут многого достичь.

Каждый человек смотрит, где у него есть удача. Если ребенок чувствует, что на выбранном пути у него есть удача – он пойдет по нему и дальше.

Я напомню интересную историю, которую рассказывал рав Моше Файнштейн. В Америке около 100 лет назад было очень тяжелое испытание для многих религиозных евреев – соблюдение Субботы. В Америке работали шесть дней в неделю, включая Субботу. Человека, который не хотел работать в Субботу, не принимали на работу. Говорили так: тот, кто не работает в субботу – не нужен нам и в понедельник. Но слава Б-гу, было много евреев, которые выдержали это испытание и продолжали соблюдать Субботу.

Так вот, у части этих евреев дети пошли по их стопам и продолжили соблюдать заповеди, а у части – ушли с путей Торы. Почему так?

Рав Моше Файнштейн про эту ситуацию говорил так: многое зависело о того, как папа реагировал на события. Если папа приходил домой и говорил : «Ой, меня опять уволили с работы из-за Шаббата. Что мне делать? Я же не могу нарушать Субботу!» И дети видели в таком отце несчастного человека. А дети не хотят быть несчастными, и они уходили от Торы.

Но если папа приходил домой и говорил: «Ну, меня уволили. Ничего! Всевышний – поможет, и будет другой доход. Шаббат – важнее всего». И при этом дети видели, что отец принимает это испытание с радостью. Тогда дети продолжали идти по пути Торы. Ребенок хочет быть счастливым, а не несчастным. И такие вещи ребенок ощущает очень остро.

Есть великая заповедь – слушать мудрецов Торы…

Человек должен иметь связь с мудрецами Торы и постоянно советоваться с ними. Это важно в каждом поколении, в том числе и в нашем. Это – одна из основ Торы и одна из основ нашего народа.

Рав Хаим Шмулевич приводил слова мидраша: «Как птица не может лететь без крыльев, так народ Израиля не может существовать без старейшин (мудрецов Торы)». Он говорил это с большой теплотой и большим воодушевлением. Мудрецы Торы – основная сила еврейского народа.

Как пойти по пути Торы, сложному и тернистому? Как укрепить себя в исполнении заповедей и учебе?

Надо понять и оценить важность Торы. Есть две книги, которые пишут об это подробно и очень глубоко: «Маалот а-Тора», которую написал брат Виленского Гаона, рав Авраам, и четвертая глава книги «Нефеш а-Хаим» рава Хаима из Воложина. Нужно учить и повторять, чтобы это стало внутренней силой для каждого из нас. Когда человек учит и повторяет и осознает важность этого, то у него появляются новые силы.

А что можно посоветовать русскоязычному читателю?

Когда человек читает про больших мудрецов Торы – как они учились, как они отдавали себя Торе… Хафец Хаим, Хазон Иш, а в нашем поколении – рав Хаим Каневский. Все они полностью отдавали себя Торе.

И вот еще одна удивительная вещь – раву Хаиму Каневскому Всевышний послал уникальную жену, которая ему все годы помогала в изучении Торы. Конечно, она была особой женщиной, дочкой рава Эльяшива. Но это было не просто так. Рав Хаим полностью отдавал себя Торе, будучи молодым парнем. И Всевышний послал ему такую жену, которая постоянно ему помогала в учебе. Это – одно из ярчайших проявлений того, о чем мы говорили: «по пути, по которому человек хочет идти, – ведут его».

Можно вспомнить события недавней истории – невероятное спасение ешивы Мир в Шанхае. Удивительным путем она спаслась из огня Катастрофы и из-под власти Сталина.

Они попали в Шанхай, не имея никакого экономического базиса. Они не имели ничего. И нашлось в Шанхае здание, которое пустовало. Кроме того, у них была удивительная ашгаха пратит: Всевышний послал им средства к существованию.

Когда человек читает и анализирует это, он понимает, что у Всевышнего есть особое наблюдение над теми, кто изучает Тору.

Чтобы вы хотели сказать сегодняшним русскоязычным баалей-тшува: что важно, в чем укрепиться, как выбрать правильный путь?

Когда человек понимает, насколько важно изучение Торы… Мы говорим, что это важно для всего еврейского народа, но это также важно для каждого из нас – для каждого человека. Каждый, кто отдается Торе, – его духовный уровень намного выше. И также духовный уровень его детей выше. И это – великая браха.

Нужно стараться исполнить сказанное: «у-вехарта бе-хаим» – выбери жизнь. А Тора – это жизнь.

Напоследок – несколько слов специально для читателей «Беерот Ицхак»…

Большое дело – издание, в котором есть слова Торы. И очень хорошо, что люди это читают, пробуждаются и растут духовно. Я хочу, чтобы Всевышний помог всем, кто идет путями Торы подниматься и расти духовно.


http://www.beerot.ru/?p=51815