Основано на Комментарии Виленского Гаона
Глава 3
Стихи 1, 7 – 9
(א) אַחַר הַדְּבָרִים הָאֵלֶּה גִּדַּל הַמֶּלֶךְ אֲחַשְׁוֵרוֹשׁ אֶת הָמָן בֶּן הַמְּדָתָא הָאֲגָגִי וַיְנַשְּׂאֵהוּ וַיָּשֶׂם אֶת כִּסְאוֹ מֵעַל כָּל הַשָּׂרִים אֲשֶׁר אִתּוֹ:
После этих событий царь Ахашверош возвеличил Амана, сына Аммдаты, Агагиянина, и вознес его, и установил ему кресло выше всех тех сановников, которые были при нем.
Борьба праведника
«После этих событий царь Ахашверош возвеличил Амана» — чистое и святое тело вовсе не освобождает человека от внутренней борьбы. Совсем наоборот! Талмуд приводит, что тот, кто своим духовным уровнем превосходит других людей, также вынужден справляться с более развитым дурным началом. Кроме того, праведники, достигшие духовных высот, влияют на мир намного больше, чем другие люди, и спрос с них больше. Написано, что, попав в Мир Истины, праведники рыдают, увидев какие соблазны и испытания им удалось преодолеть[1]. Ахашверош и Аман, олицетворяющие дурное начало, нуждаются в особых силах для того, чтобы соблазнить праведную Эстер на грех.
(ז) בַּחֹדֶשׁ הָרִאשׁוֹן הוּא חֹדֶשׁ נִיסָן בִּשְׁנַת שְׁתֵּים עֶשְׂרֵה לַמֶּלֶךְ אֲחַשְׁוֵרוֹשׁ הִפִּיל פּוּר הוּא הַגּוֹרָל לִפְנֵי הָמָן מִיּוֹם לְיוֹם וּמֵחֹדֶשׁ לְחֹדֶשׁ שְׁנֵים עָשָׂר הוּא חֹדֶשׁ אֲדָר:
(ח) וַיֹּאמֶר הָמָן לַמֶּלֶךְ אֲחַשְׁוֵרוֹשׁ יֶשְׁנוֹ עַם אֶחָד מְפֻזָּר וּמְפֹרָד בֵּין הָעַמִּים בְּכֹל מְדִינוֹת מַלְכוּתֶךָ וְדָתֵיהֶם שֹׁנוֹת מִכָּל עָם וְאֶת דָּתֵי הַמֶּלֶךְ אֵינָם עֹשִׂים וְלַמֶּלֶךְ אֵין שֹׁוֶה לְהַנִּיחָם:
(ט) אִם עַל הַמֶּלֶךְ טוֹב יִכָּתֵב לְאַבְּדָם וַעֲשֶׂרֶת אֲלָפִים כִּכַּר כֶּסֶף אֶשְׁקוֹל עַל יְדֵי עֹשֵׂי הַמְּלָאכָה לְהָבִיא אֶל גִּנְזֵי הַמֶּלֶךְ:
В первый месяц, то есть в месяц Нисан, в двенадцатый год правления царя Ахашвероша, бросали пред Аманом пур, то есть жребий, изо дня в день и из месяца в месяц до двенадцатого месяца, он же месяц Адар. И сказал Аман царю Ахашверошу: во всех областях царства твоего есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный от них; и законы у него иные, чем у всех народов, а законы царя они не выполняют, и царю не стоит терпеть их. Не угодно ли будет царю издать предписание уничтожить их? А я отвешу в руки чеканщиков[2] десять тысяч талантов серебра, чтобы внести в казну царскую.
Кто правит народом Израиля?
«Бросали пред Аманом пур, то есть жребий, изо дня в день и из месяца в месяц.» Это объясняется следующим образом. Известно, что «у Израиля нет звезды[3]» в небе, то есть, народ Израиля и индивидуальные евреи не подчиняются правлению звезд и других небесных тел. И если еврей начинает служить любому небесному телу, не дай Б-г, это рассматривается как самое настоящее идолопоклонство.
Существует немало примеров того, как звезды якобы предопределяли судьбу евреев, но им удавалось это предначертание изменить.
Например, по предсказаниям астрологов у праотца Авраама не должно было быть детей. Но Всевышний поднял его над всеми небесными телами и сказал ему: «такое будет у тебя потомство[4]!» … Следовательно, по предопределению звезд, еврейского народа вообще не должно было быть в этом мире. Однако, вопреки звездам, дети Авраама живут и здравствуют в этом мире! Если так, откуда возьмется звезда, которая будет управлять их судьбой?
Обычный человек подвластен двум системам звездного управления — своей личной системе и общей системе, влияющей на города или страны.
Хоть евреи и не подчинены личной системе, и существуют вне ее, они подвластны общей системе, как объясняется в комментарии к книге Йешаяу[5]. Поэтому, если городу, в котором в данный момент находится еврей, угрожает опасность, он должен убежать оттуда. Хоть ему и не предначертана смерть, он может попасть под влияние дурной судьбы города, в котором находится.
Ниже написано[6] «и сказали ему мудрецы его и Зэреш, жена его: если Мордехай, пред которым ты начал низвергаться, из потомков Иудеев, то не одолеешь его, а неминуемо падешь пред ним». Мудрецы сказали об этом[7]: «Раби Йеуда бен Илай задавал следующий вопрос по поводу этого стиха: ’почему в выражении ”неминуемо падешь” два раза упоминается падение, т. е., почему используется удвоенная форма глагола «падать», «נָפוֹל תִּפּוֹל»? Ему сказали: этот народ, еврейский народ, сравнивают с пылью и сравнивают со звездами. Когда они опускаются, то опускаются до самой пыли. Когда возвышаются — возвышаются до самых звезд.» Евреи поднимаются до звезд, так как звезды не имеют власти над ними. Но это только при условии, что они ведут себя праведно. Если же они начинают грешить, не дай Б-г, то опускаются ниже пыли.
Еврейский народ, пока он не грешит, поднимается в небеса, выше всех звезд, то есть, не подчиняется правлению небесных тел. Поэтому, Аман не мог с помощью жребия определить, когда народ Израиля будет под неудачной для него звездой, так как он не подвластен звездам. Понимая это, Аман пытался выяснить, когда его звезда будет обладать наибольшей силой. Поэтому написано, что «бросали перед Аманом жребий» — жребий касался самого Амана.
Очередное обвинение
Дурное начало, которое олицетворяет Аман, снова начинает обвинять человека: «Сказал Аман царю Ахашверошу: … законы у него иные, чем у всех народов» — это намекает на обвинение, которое приводится в трактате Санедрин[8]: «вы не поступали как благонравные народы».
«Законы царя они не выполняют» — Они также не выполняли закон Царя Всевышнего, не соблюдали как следует Субботу и Песах[9].
Попытка приобрести весь еврейский народ
«Десять тысяч талантов серебра, чтобы внести в казну царскую.» — Написано в книге Шмот[10]: «Когда будешь делать поголовное исчисление сынов Израиля при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Г-споду при исчислении их, и не будет мора среди них при исчислении их. Вот что давать им, каждому, проходящему для пересмотра: половину шекеля, по шекелю священному, шекелю двадцати гер: пол шекеля приношение Г-споду. Всякий, проходящий для исчисления, от двадцати лет и выше, должен давать приношение Г-споду. Богатый не больше и бедный не меньше половины шекеля должны давать в приношение Г-споду для выкупа душ ваших. И возьми серебро выкупа от сынов Израиля, и отдай его на устройство шатра соборного; и будет это для сынов Израиля в память пред Господом, для искупления душ ваших.»
В комментарии к трактату Мегила, Тосафот[11] приводят, что десять тысяч талантов (ככר) серебра — это сумма, необходимая для того, чтобы заплатить по пол шекеля за каждого из шестисот тысяч евреев, вышедших из Египта. Однако, это невозможно понять буквально, так как талант серебра равняется трем тысячам шекелей, следовательно, десять тысяч талантов — это тридцать миллионов шекелей. В действительности, Тосафот намекают на слова мудрецов в книге Мехильта[12]. Мудрецы утверждают, что только одна пятидесятая часть еврейского населения вышла из Египта. Остальные евреи были погружены в сорок девять врат нечистоты, и погибли во время тьмы — одной и десяти казней египетских. И если бы они не умерли во времена Моше, то попали бы в руки сил зла, погрузившись в пятидесятые врата.
Аман хотел заполучить не только тех, кому удалось выйти из Египта, но и тех, кто умер там. Поэтому он был готов заплатить такую большую сумму.
Подготовил Берл Набутовский
Редакция «Беерот Ицхак» выражает благодарность издательству «Кеилат Москва» за предоставленную ей возможность пользоваться переводом текста трактата Мегила на русский язык.
- См. Сукка 52а ↑
- Так автор объясняет текст Мегилы, основано на «Ялкут шимони», гл. 1054 ↑
- Шаббат 156а ↑
- Берешит 15:5 ↑
- См. Йешаяу 5:30. Весь абзац взят оттуда. ↑
- 6:13 ↑
- Мегила 16а ↑
- 39б ↑
- См. Мегила 11б и комментарий Раши там. ↑
- 30:12-16 ↑
- Мегила 16а ↑
-
Гл. Шмот 14:18 ↑