Трактат Брахот — Глава 6 — Мишна 7

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1710
основное блюдо

Глава шестая. Мишна седьмая

Предисловие

Данная мишна приводит правило: если одно из блюд является основным, а другое — второстепенным, то произнесение благословения на основное блюдо освобождает от обязанности произносить благословение на второстепенное, даже если в обычной ситуации благословение на второстепенное блюдо отлично от благословения, произносимого на основное.

הֵבִיאוּ לְפָנָיו מְלִיחַ בַּתְּחִלָּה, וּפַת עִמּוֹ – מְבָרֵךְ עַל הַמְּלִיחַ וּפוֹטֵר אֶת הַפַּת, שֶׁהַפַּת טְפֵלָה לוֹ. זֶה הַכְּלָל: כָּל שֶׁהוּא עִקָּר, וְעִמּוֹ טְפֵלָה – מְבָרֵךְ עַל הָעִקָּר וּפוֹטֵר אֶת הַטְּפֵלָה:

Если вначале ему принесли соленье и вместе с ним хлеб, то следует произнести благословение на соленье, и это освобождает от обязанности благословлять на хлеб, так как хлеб является второстепенным по отношению к нему [соленью]. Это общее правило: всякий раз, когда есть основное блюдо и с ним второстепенное блюдо, благословение произносится на основное блюдо, и это благословение освобождает от обязанности благословлять на второстепенное блюдо.

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Соленье. Любые виды соленой еды.

Хлеб имеет второстепенное значение. Тот, кто пресытился приторными фруктами, ест после них нечто соленое, чтобы растворить соки, которые покрывают его внутренности из-за избытка фруктов. И из-за того, что он не может есть соление само по себе, он ест с ним хлеб. Но основное — это соленье, а хлеб играет лишь второстепенную роль.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Следует произнести благословение на соленье, и это освобождает от обязанности благословлять на хлеб. Возникает вопрос, нужно ли омывать руки перед тем, как есть хлеб. Многие комментаторы считают, что раз на хлеб не произносят благословение, то и руки омывать не нужно

[Так пишут פרישה (ס׳ ריב ס״ק ג), מגן אברהם (שם ס״ק ג), но книга כף החיים (שם אות ט וע׳ אות ג) приводит несколько источников, которые придерживались противоположного мнения. Он пишет, что по закону следует омыть руки без благословения.]

Благословение произносится на основное блюдо, и это благословение освобождает от обязанности благословлять на второстепенное блюдо. Книги «Бейт Йосеф» и «Даркей Моше» (комментарии к טור או״ח ס׳ ריב) пишут, что это относится как к благословению до еды, так и к благословению после еды. Поэтому в данном случае, тот, кто ел соленую рыбу с хлебом, не должен произносить благословение после еды [ברכת המזון], а только лишь благословение «Сотворивший множество живых существ» [בּוֹרֵא נְפָשׁוֹת רַבּוֹת]. [Но существует также мнение, по которому следует произнести благословение после еды — «Биркат а-мазон». См. כף החיים ס׳ ריב אות ט.]

Благословение произносится на основное блюдо, и это благословение освобождает от обязанности благословлять на второстепенное блюдо. Если блюдо состоит из смеси разных ингредиентов, на которые требуется произносить разные благословения, то меньшинство считается второстепенным по отношению к большинству. Это правило относится даже к блюду, в котором ингредиенты просто смешаны, и каждый из них легко различим.

Например, если фруктовый салат сделан из яблок, груш, апельсинов, бананов и ананасов, следует определить, какая «группа» является большинством. Если яблоки, груши и апельсины, на которые произносят благословение «Сотворивший плод дерева» [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ], в большинстве, то на весь салат произносят благословение «Сотворивший плод дерева» [בּוֹרֵא פְּרִי הָעֵץ]. Если же бананы и ананасы в большинстве, то на весь салат произносят благословение «Сотворивший плод земли» [בּוֹרֵא פְּרִי הָאֲדָמָה].

Но если в блюде содержится мука, то она является основным ингредиентом, даже если её меньшинство. Исключение из этого правила — блюдо, в котором вкус муки не ощущается, или блюдо, в которое добавили муку только для того, чтобы склеить другие ингредиенты между собой. 

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартенуры

Тот, кто объелся приторными фруктами, ест после них нечто соленое. Талмуд объясняет, что речь идет об особенно вкусных и сладких фруктах, которое в обилии росли рядом с озером Кинерет в местности Гиносар. Ученики Рабейну Йоны считали, что так как эти фрукты были чрезвычайно приторными, их ели, обильно посыпав солью. Для того, чтобы соль не повредила горлу, с этими фруктами также ели хлеб.

Но большинство комментаторов считает, что речь идет от трех разных блюдах: приторных фруктах, соленье (по многим мнениям, соленая рыба) и хлебе. Тосафот (באוכל ברכות דף מד ע״א ד״ה) задают вопрос: очевидно, в данном случае само соленье тоже является второстепенным по отношению к фруктам — его едят только для того, чтобы смягчить их приторный вкус. Почему же, словами мишны, «следует произнести благословение на соленье»? Почему благословение на фрукты не освобождает от обязанности благословлять и на соленье, и на хлеб, который с ним едят?

Тосафот дают два ответа на этот вопрос: либо фрукты и соленье ели не одновременно; либо, когда начинали есть фрукты, соленья и хлеба еще не было, и не было известно, что их будут есть после фруктов.

Перевод и комментарий: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=48022