Глава восьмая. Мишна третья
Предисловие
Мишна продолжает серию разногласий между школой Шамая и школой Илеля. Разногласие, приведенное в данной мишне, как и предыдущее, связано с необходимостью избежать нечистоты во время трапезы. Мудрецы поспорили, где следует держать салфетку, которой вытирали руки после омовения, и также пользовались ею, чтобы вытирать руки во время трапезы.
בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים: מְקַנֵחַ יָדָיו בַּמַּפָּה וּמַנִּיחָהּ עַל הַשּׁוּלְחָן. וּבֵית הִלֵּל אוֹמְרִים: עַל הַכֶּסֶת:
Школа Шамая говорит: «Вытирает руки салфеткой и кладет ее на стол». Школа Илеля говорит: «Кладет салфетку на подстилку на сидении».
Комментарий рава Овадьи из Бартенуры
Вытирает руки салфеткой. После того, как омыл руки перед едой (см. комментарий к предыдущей мишне в «Беерот Ицхак» №223, где приводится введение в законы нечистоты), кладет ее на стол, и все время вытирает ею руки, испачканные едой. И нельзя класть ее на подстилку, на которой он сидит, так как это запрещено постановлением мудрецов, [которое они ввели] из опасения, что подстилка будет обладать первым уровнем нечистоты. И салфетка будет мокрой из-за того, что ею вытерли руки. Коснувшись подстилки, жидкость приобретет первый уровень нечистоты, так как жидкости всегда приобретают первый уровень нечистоты. И она передаст нечистоту рукам — ведь [люди] постоянно вытирают руки во время трапезы. А что касается стола, то нет причин вводить подобное постановление, [запрещающее класть на него салфетку], так как столом, который приобрел второй уровень нечистоты, нельзя пользоваться.
А школа Илеля считала, что можно пользоваться столом, который приобрел второй уровень нечистоты. Поэтому нельзя класть салфетку на стол, так как существует опасность, что жидкость, находящаяся на салфетке, примет нечистоту от стола и, в свою очередь, передаст нечистоту еде. А если салфетку положат на подстилку, то единственное опасение — это то, что руки приобретут нечистоту. И пусть лучше нечистоту примут руки, так как у такой нечистоты нет источника в Торе: по закону Торы омовение рук для употребления еды, не обладающей святостью, не имеет никакого эффекта. Лишь бы еда не приняла нечистоту, так как у такой нечистоты есть источник в Торе. Ведь по закону Торы, даже еда и питье, которые не обладают святостью, принимают второй уровень нечистоты от того, что обладает первым уровнем нечистоты.
Комментарий «Полная чаша»
Объяснение комментария рава Овадьи из Бартенуры
Вытирает руки салфеткой. Более развернутый вариант комментария рава Овадьи основан на введении в законы нечистоты, приведённом в комментарии к предыдущей мишне (см. «Беерот Ицхак» №223).
Вытирает руки салфеткой: после того, как омыл руки перед едой, как того требует постановление мудрецов, кладет ее [салфетку] на стол, и все время вытирает ею руки, испачканные едой. И нельзя класть ее на подстилку, на которой он сидит, так как по мнению школы Шамая это запрещено постановлением мудрецов. Это постановление они ввели из опасения, что подстилка будет обладать первым уровнем нечистоты. И салфетка будет мокрой из-за того, что ею вытерли руки. И находящаяся на поверхности салфетки жидкость приобретет первый уровень нечистоты, коснувшись подстилки, так как по постановлению мудрецов жидкости всегда приобретают первый уровень нечистоты, даже соприкасаясь с предметом, пребывающим на втором уровне нечистоты. И после этого она, салфетка, передаст нечистоту рукам — ведь [люди] постоянно вытирают руки во время трапезы и дотрагиваются до находящейся на поверхности салфетки жидкости. А мудрецы запретили есть нечистыми руками. А что касается стола, то нет причин вводить подобное постановление, запрещающее класть на него салфетку, так как по мнению школы Шамая столом, который приобрел второй уровень нечистоты, нельзя пользоваться.
А школа Илеля считала, что можно пользоваться столом, который приобрел второй уровень нечистоты. Поэтому нельзя класть салфетку на стол, так как существует опасность, что жидкость, находящаяся на салфетке, примет нечистоту от стола и взойдет на первый уровень нечистоты. После этого находящаяся на поверхности салфетки вода, в свою очередь, передаст нечистоту еде. А если салфетку положат на подстилку, то единственное опасение — что руки приобретут нечистоту, если находящаяся на поверхности салфетки жидкость примет нечистоту от подстилки и, взойдя на первый уровень нечистоты, передаст нечистоту рукам. И пусть лучше нечистоту примут руки, так как у нее нет источника в Торе — так как по закону Торы омовение рук для употребления еды, не обладающей святостью, не имеет никакого эффекта, так как по закону Торы тело человека может принять нечистоту только полностью и только придя в соприкосновение с «отцом нечистоты». А нечистота рук — это постановление мудрецов, не имеющее параллели в законах Торы. Поэтому намного важнее, чтобы еда не принимала нечистоту, так как у такой нечистоты есть источник в Торе. Ведь по закону Торы, даже еда и питье, которые не обладают святостью, то есть не являются трумой или храмовыми святынями, принимают второй уровень нечистоты от того, что обладает первым уровнем нечистоты. Еда, пребывающая на первом уровне нечистоты, может передать нечистоту жидкости, а жидкость, пребывающая на первом уровне нечистоты, может передать нечистоту еде. В данном случае, находящаяся на столе еда может принять нечистоту только в результате нескольких постановлений мудрецов. Во-первых, по закону Торы, стол как предмет утвари может пребывать только на первом уровне нечистоты, а второй уровень для стола — это постановление мудрецов. Во-вторых, жидкость, дотронувшаяся до стола, обладающего первым уровнем нечистоты, приобретает второй, а не первый, уровень нечистоты, и не может передать нечистоту далее по закону Торы. Тем не менее, так как нечистота еды и питья имеет параллель в законах Торы, её важнее избегать, чем нечистоту рук, не имеющую аналога в Торе.