Понимание святого языка — Недельная глава Ваэра

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1719

«Когда скажет вам фараон: дайте мне знамение в подтверждение о себе! Скажешь ты Аарону: возьми посох свой и брось его перед фараоном – и станет посох крокодилом» (Шмот, 7:9).

כִּי יְדַבֵּר אֲלֵכֶם פַּרְעֹה לֵאמֹר תְּנוּ לָכֶם מוֹפֵת וְאָמַרְתָּ אֶל אַהֲרֹן קַח אֶת מַטְּךָ וְהַשְׁלֵךְ לִפְנֵי פַרְעֹה יְהִי לְתַנִּין:

נס, מופת, אות

נס (нес) – чудо. Чудеса, которые совершает Всевышний для народа Израиля, могут быть двух видов. Когда евреи достойны чуда благодаря своей праведности, Он свершает именно נס (нес), потому что это слово происходит от глагола להתנוסס (леитносес) – реять, быть высоко поднятым (нес – вымпел, флаг).

Когда же народ Израиля, в силу своего поведения, недостоин поступков Всевышнего, выходящих за рамки природы, Он совершает на их глазах מופת (мофет) – знамение, и אות (от) – знак, чтобы поверили в то, что есть Творец.

Разница между ними в том, что когда евреи выполняют волю Всевышнего и достойны чуда (нес), то перед его свершением Всевышний не посылает пророка с предупреждениями о приближающемся чуде. Оно вдруг происходит в назначенный час. Но знамения (мофтим) и знаки (отот) посылаются с целью пробудить евреев к укреплению веры, и перед их свершением всегда приходит пророк, предупреждающий об их приближении, чтобы люди увидели руку Всевышнего и поверили в Него.

В свою очередь, есть отличия и между знаком и знамением.

אות (от) – знак, указывает на явление, не выходящее за рамки природы, и только напоминает о чем-либо.

מופת (мофет) – знамение. Это уже настоящее чудо, поражающее воображение видящих его. Когда же оба слова идут в связке от у-мофет, (несмотря на разные значения) они могут указывать на одно явление. Просто слово от (знак) пришло описать то, как происходящее явление выглядит в глазах евреев, а мофет (знамение), указывает на отношение к тому же явлению представителей народов мира. Евреи практически всегда верили во Всевышнего и знали, что в Его силах менять природу, поэтому даже небольшие чудеса в их глазах могли выглядеть обыденно, как от. Но то же явление уже в глазах, например, фараона, не знакомого с Силой, управляющей всем миром, – это уже мофет.

Если бы мы могли поговорить с фараоном и спросить его: объясни, почему ты не отпускаешь евреев? Не жалко тебе своего народа? Посмотри, сколько казней обрушились на его голову! Почему же ты не слушаешь Моше и не видишь знамений и чудес, что он совершает?

Сказано в трактате Кидушин (20): «Посмотри, насколько тяжелы последствия неуважительного отношения к седьмому году. Если человек не понимает, что он ведет себе неправильно, собирая урожай в седьмой год и реализовывая его, то вначале Всевышний посылает ему напоминание в виде того, что он начинает терять движимое имущество. Если он не понял этого намека, то следующее наказание падет на его недвижимость. Не помогло и это – беды будут постигать его вплоть до того, что он будет вынужден продать свой дом и продать себя в рабство». Говорит рав Лейб Хасман: «И вы еще удивляетесь, что есть такой человек, как фараон, который раз за разом получает наказание, но упорно продолжает стоять на своем. Не только в Египте были такие люди. И среди нас есть подобные – с маленьким фараоном в сердце, которые будут готовы потерять все имущество, продать себя в рабство, но ни в коем случае не согласиться с тем, что все это – знаки Свыше, и, может быть, стоит остановиться на полпути и спросить себя: “А может ли все это быть не случайно?”. Пишет Рамбам в письме к своему сыну: фараон остался в прошлом, но для нас он существует как пример и средство в борьбе с нашим дурным началом».

Фараон остался глухим и слепым, потому что он не хотел видеть в знаках и чудесах то, что Всевышний говорил ему. А Всевышний все время говорит языком природных катаклизмов, кризисов и прочих бед, нужно только не остаться глухим.


http://www.beerot.ru/?p=10399