Главное испытание
Вдова Элимелеха, Наоми, решает вернуться в Иудею, узнав, что там закончился голод.
Наоми объясняет своим невесткам, что в Иудее их не ждет легкая жизнь. Они потеряли почти все имущество, и без приданого и хорошей родословной вряд ли их ждет устроенная и счастливая жизнь. Поэтому им лучше остаться в стране, где они родились, ведь они происходят из рода Моавских царей. Но главное испытание для них – принятие на себя всех заповедей Торы.
Ее невестки Рут и Орпа имели возможность увидеть изнутри то, как вела себя их свекровь, насколько исправлены были ее качества и поступки, как был наполнен святостью и духовной чистотой ее дом. Они решают присоединиться к Наоми и стать частью еврейского народа, но тут же подвергаются испытанию – наверняка, самому важному в их жизни. Только Рут выходит с честью из него, пройдя гиюр и войдя под «крылья Шхины».
Что еще, кроме того, что она видела в доме у Наоми, могло убедить Рут прийти в народ Израиля? На первый взгляд, народ Израиля находится не на высоком духовном уровне (евреи были наказаны Всевышним длительным голодом, в то время как в Моаве все эти годы был достаток). Что увидела Рут в таком отношении Всевышнего к своему народу?
Наши мудрецы поясняют, как Рут созерцала мир, на примере врача, который приходит в палату для осмотра больных. После осмотра врач разрешает одному больному делать все, что ему вздумается и есть все виды пищи, какие ему захочется. Но в тоже время, другому пациенту, находящемуся в той же палате, врач устанавливает жесткий режим и строгую диету. Несведущим могут показаться странными такие решения, но сам врач с легкостью их объяснит. Тот пациент, которому можно делать все и есть все, болен безнадежно. Он вскоре умрет, и врач решил дать ему возможность получить удовольствие в последние дни его жизни. А вот второй пациент имеет хорошие шансы не только выжить, но и выздороветь, но это возможно лишь в случае, если он будет строго придерживаться указаний врача.
Таким образом, Рут пришла к выводу, что народ в стране Моав полон грехов, и то благоденствие, которое наполняет их страну, не является признаком благоволения к ним Свыше, а наоборот – является знаком того, что Всевышний не ожидает их исправления. В тоже время народ Израиля получает наказания, ведь Всевышний надеется вывести их из состояния греха. И только такое благоденствие, причиной которого стал высокий духовный уровень народа, когда он выполняет волю Всевышнего, может считаться благоволением Свыше.
Орпа, в свою очередь не смогла увидеть то, что увидела Рут. Теплых отношений со свекровью было недостаточно, чтобы быть готовой принести в жертву многое из того, что было ей так дорого. Лишь сорок шагов она идет за своей свекровью в сторону Иудеи и в сторону народа Израиля, а затем – целует Наоми и возвращается туда, откуда пришла, за что и получает имя Орпа: та, которая показала затылок (ореф) святости.