ТАНАХ рассказывает — Пурим — Чудеса в рамках природы

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2970

Чудеса в рамках природы

Все праздники в будущем будут отменены, но Пурим останется даже в конце дней. Это произойдет в силу того, что причиной наших праздников является выход из Египта. Но в будущем произойдут большие чудеса, чем были во время выхода из Египта. Поэтому в праздниках, основой которых были чудеса времен выхода из Египта, не будет необходимости.

Эту идею учат мудрецы в трактате Брахот (13а) из стиха (Йешаяу 43:18): «Не вспоминайте прежнего и в древнее не всматривайтесь». «Не вспоминайте прежнего» – в дни Машиаха не будут вспоминаться порабощения евреев четырьмя царствами (Вавилоном, Мидией, Персией и Грецией). «И в древнее не всматривайтесь» – будет вспоминаться выход из Египта, но это не будет иметь такого значения. Следующий стих в книге Йешаяу говорит: «Вот Я свершаю новое, ныне возникнет оно, разве вы не узнаете его?». Из этого учат, что чудеса, которые будут в будущем, затмят все прошлые чудеса!

Для того чтобы подчеркнуть это правило, мудрецы приводят притчу об одном человеке. Когда он был в дороге, на него напал волк. Он спасся из его лап, и после этого стал всем рассказывать о чудесном избавлении. Спустя какое-то время, когда он вновь был в дороге, на него напал лев. И из его лап человеку удалось вырваться, но он стал рассказывать только об этом чуде. Позже он избежал нападения змея, и рассказывал уже только об этом случае избавления. Так и у народа Израиля – последние невзгоды и избавление будут затмевать все предыдущее.

Выход из Египта сопровождался чудесами, полностью выходящими за рамки природы. Чудеса Пурима, в свою очередь, происходили естественным путем, не выходя за рамки природы.

Если посмотреть на историю Пурима, то если бы не пояснения мудрецов, мы бы не увидели в ней никаких чудес. Все идет своим чередом, и на первый взгляд ничего странного. Лишь окинув пристальным взглядом всю картину произошедшего (на протяжении девяти лет!), становиться ясным, что есть Тот, Кто всем этим руководил.

Так, царица Эстер была взята в царский дворец за пять лет, до того, как Аман начал реализацию своего плана. Никто не понимал, что это за наказание? Почему эта праведница находится в доме грубого и невежественного царя? Только спустя много лет стало понятно, что Всевышний подготовил лекарство задолго до начала болезни. За четыре года до появления Эстер в царском доме была казнена царица Вашти. С этого момента и до злодейского постановления Амана проходит девять лет.

Когда читаешь Мегилат Эстер, ничто не выглядит подозрительным. Ахашверош тратит несметные сокровища на пир – обыденность для человека, обладающего неограниченной властью. Аналогично объясняется желание, чтобы царица предстала обнаженной перед гостями. А после того, как Вашти оскорбляет царя, она естественно лишается жизни. Теперь требуется новая жена, и Ахашверош устраивает некое подобие конкурса красоты.

Самодурство царя, обирающего свой народ и устраивающего пиры продолжительностью сто восемьдесят дней, вызывает недовольство, и среди царских слуг зарождается заговор. Мордехай, знающий семьдесят языков (вполне естественное явление для мудрецов Санедрина), и понимающий редчайший диалект заговорщиков, расстраивает их планы, спасая жизнь царю… И так далее – до конца Мегилат Эстер все происходит естественным, природным, путем. Лишь когда все части мозаики складываются в законченную картину, становиться ясно, что все это является одним большим чудом, за которым стоит Всевышний.

Говорит Виленский Гаон, что праздничные дни делятся на три группы. Йом Кипур – куло ле-Ашем, весь посвящен Всевышнему. Весь этот день мы проводим в посте и молитвах. В другие праздничные дни есть не только молитвы, но и заповедь праздничной трапезы (это вторая группа). То есть, половина – Всевышнему, половина – нам. Пурим же, куло лану – весь принадлежит нам, так как одни из главных событий в нем это трапеза и веселье (это третья группа). Говорит Виленский Гаон, что Йом Кипур и Пурим дополняют друг друга.

Известны слова Аризаля о том, что есть связь между Пуримом и Йом Кипуром. Но если посмотреть на эти два дня, то кажется, что они – полные противоположности друг другу. Что же общего между этими днями?

Мишна в конце трактата Таанит говорит: «Не было более радостных дней, чем 15-го Ава и Йом Кипур». В чем заключается радость 15-го Ава? Кроме того, что в этот день не читается таханун, он ничем не выделяется. Говорит Гемара, что 15-го Ава перестали умирать приговоренные к смерти в пустыне. Тридцать восемь лет народ Израиля находился в пустыне. Но, когда 15-го Ава прекратили умирать в пустыне, вернулась милость Всевышнего к своему народу.

Что же было в Йом Кипур? После выхода из Египта, евреи были подобны ангелам, у них были Скрижали Завета сделанные самим Всевышним, были Облака Славы. После греха золотого тельца, все это было утрачено…

Два греха в пустыне – грех золотого тельца и грех разведчиков – едва не стали причиной того, что народ Израиля прекратил свое существование. Они сильно отдалили народ от Всевышнего. Но когда Творец смилостивился, то вновь пришло единение с Ним. Это и объединяет два непохожих дня.

Сказанное выше помогает понять и то, что общего между Пуримом и Йом Кипуром. В Персии народ Израиля находился в таком духовном состоянии, что достиг максимального отдаления от Всевышнего. Говорит Тора: «А Я совершенно сокрою (от народа) лицо Мое в тот день за все зло, которое он сделал, когда обратился к богам иным» (Дварим, 31:18). Из этого стиха учат, что могут быть времена, когда Всевышний перестает вмешиваться в происходящее на земле, и тогда евреи (Его волей) отданы в руки народов мира. Говорят мудрецы, что такого сокрытия Всевышнего, как во времена Пурима, не было никогда в истории! Все евреи находились под властью одной империи, и над всем народом нависла опасность тотального уничтожения! Казалось, что уже ничего не сможет спасти народ Израиля, как вдруг приходит чудесное избавление, и каждый может увидеть те великие, сокрытые чудеса, свершенные Всевышним ради Своего народа. Такое единение с Творцом, не может не породить особой, безграничной благодарности и любви евреев к Нему. И это то, что связывает Пурим с Йом Кипуром – воссоединение после тяжелой разлуки.

Тем не менее, нужно понять отличие между этими днями: Йом Кипур, который весь – для Всевышнего, и Пурим, который весь – для нас.

Грехи, совершенные в пустыне, были причиной страшного духовного падения. Прощение Йом Кипура являло собой возвращение народа на прежнюю духовную высоту, и поэтому оно выражено в том, что в этот день, мы должны быть максимально духовными, подобно ангелам, все время восхваляющим Всевышнего и не нуждающимся в материальной пище.

Тяжкий приговор Пурима начался с того, что евреи решили получить удовольствие от пира Ахашвероша, и наказание выражалось в физическом уничтожении. Поэтому приближение ко Всевышнему в этот день выражается в веселье и трапезе. Грех удовольствия от пира Ахашвероша через раскаяние и молитвы обратился в радость великого спасения – радость единения с Творцом!


http://www.beerot.ru/?p=12191