Секретное оружие против Амалека
В одном из предыдущих выпусков мы приводили источники о том, что для войны с Амалеком во главе народа Израиля всегда ставились потомки Рахели – представители колен Биньямина и Йосефа (Менаше и Эфраима). Есть также описания методов борьбы с Амалеком. В стихах, имеющих отношение к войне с Амалеком, наши мудрецы обнаруживают одну закономерность, на основании которой они формулируют правило, необходимое для успеха в этой борьбе. Правило это или иными словами – оружие, с которым вступают в противостояние с Амалеком, называется «завтра».
Как это видно, и что означает «завтра»?
1. Первым, кто повел народ Израиля на войну с Амалеком, был Йеошуа бин Нун. Конечно же, он был из колена Эфраима, и поэтому возглавил войну вместо Моше. Но из стиха видно также, что начать войну было приказано завтра. Как сказано (Шмот 14:8-10): «И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим. И сказал Моше Йеошуа: выбери нам мужей и пойди, сразись с Амалеком; завтра я стоять буду на вершине холма с посохом Б-жьим в руке моей. И сделал Йеошуа, как сказал ему Моше о сражении с Амалеком…» Моше приказывает сегодня начать подготовку к войне и выбрать для этого подходящих людей, а назавтра начать войну, закончив, таким образом, начатое дело.
2. В книге Шмуэля (1, гл.30) рассказывается о войне Израиля с филистимлянами. Давид, скрываясь от преследования царя Шауля, жил в земле филистимлян и был вынужден выступить на эту войну в рядах врагов народа Израиля. Филистимляне все же отослали Давида с его людьми домой, решив, что он не станет воевать против своего народа и, скорее всего, ударит по филистимлянам с тыла. Вернувшись после короткого отсутствия, Давид обнаруживает свой город полностью сожженным. Имущество разграблено, а женщины и дети взяты в плен напавшими амалекитянами. Давид начинает преследование, настигает отряд амалекитян, разбивает его и возвращает пленных и имущество. «И бил их Давид от сумерек до рассвета завтрашнего (махаратам) третьего дня» (Шмуэль 1, 30:17). Поясняет Радак, что Давид бил их более суток, с вечера и до вечера и еще до утра (завтрашнего) третьего дня, потому что это была война с Амалеком. Вновь мы видим, что дело было начато в один день, а закончено назавтра.
3. Когда Мордехай и Эстер решили, что пришло время рассказать Ахашверошу, из какого народа происходит царица, и попытаться свести на нет все усилия Амана, Эстер решает сделать это во время трапезы. Сказано в Мегилат Эстер (4:8): «Если снискала я милость в глазах царя, и если угодно царю исполнить желание мое и выполнить просьбу мою, то пусть придет царь с Аманом завтра на пир, который я приготовлю для них, и завтра сделаю я по слову царя».
Сначала Эстер устроила один пир, но только на втором, завтрашнем пире, она закончила дело, начатое накануне, обвинив Амана в заговоре.
4. Когда началось уничтожение амалекитян (а убивали только амалекитян, а не других неевреев), то вновь встречается слово «завтра». Мегилат Эстер (9:13): «И сказала Эстер: если угодно царю, то пусть бы и завтра разрешено было Иудеям, которые в Шушане, действовать по указу нынешнего дня». Дело было начато в один день и закончено назавтра.
Что же это за секретное оружие против Амалека, которое называется «завтра»?
Одна из самых известных притч об Амалеке – притча о ванной, наполненной кипящей водой, в которую он бросается. То есть, нападать на наш народ в пустыне после выхода из Египта, когда Б-жественное присутствие сопровождало нас, и весь мир только что видел силу Творца, проявившуюся в 10 казнях и гибели египтян, было подобно прыжку в кипящую ванну.
Зачем Амалек поступает так? Он остался в живых, но вышел обваренным, стал инвалидом. Разве стоило делать это? Поясняют наши мудрецы, что Амалек ненавидит Всевышнего и все, связанное с Ним. Он готов пойти на любые потери, чтобы показать всем, что он живет только сегодняшним днем, что ему не нужен будущий мир и его не волнует, что будет с ним завтра. Амалек утверждает, что у мира нет завтра, нет тахлита (конечного назначения). Поэтому и нас, народ Всевышнего, он пытается оторвать от идеи жить ради будущего мира. Зная это, наши предки в борьбе против Амалека использовали его слабое место, завтра, чтобы показать всему миру, что не сегодняшним днем должен жить человек, и что главная цель, для которой мы пришли в этот мир – это удостоиться жизни в мире будущем. Как толкуют наши мудрецы стих в главе Экев (11:13): «И будет: если внимать будете вы Моим заповедям, которые Я вам заповедую сегодня …». Сегодня – выполнять заповеди, а награду за это получать завтра (в будущем мире).