Двоим был дан намек Свыше
«В те дни, когда Мордехай сидел у царских ворот, Бигтан и Тереш, два царских евнуха из стражей входа, озлились и замыслили наложить руку на царя Ахашвероша. И стало известно об этом Мордехаю, и сообщил он царице Эстер, а Эстер рассказала царю от имени Мордехая. И расследовано было это дело, и обнаружено, (что это так) и повесили тех обоих на дереве. И вписано было (это) на глазах у царя в книгу летописи» (Мегилат Эстер 2:21-23).
Двое слуг Ахашвероша, задумавшие покушение на царя, не опасались того, что кто-то поймет их, так как разговаривали на редком наречии. Как мы уже писали, Мордехая звали Бильшан, потому что он знал семьдесят языков, и таким образом он смог узнать о плане покушения и поведал об этом Ахашверошу.
Возникает вопрос: если стало известно, что скоро Ахашверош будет убит, зачем нужно было рассказывать об этом? Не лучше было бы, чтобы его убили, и Эстер смогла выйти на свободу?
В книге «Масат Моше» приводится ответ на этот вопрос. В те времена был обычай у народов мира, что новый царь наследовал не только престол от предыдущего царя, но также и его вдов. Таким образом, смерть Ахашвероша не гарантировала освобождение царице Эстер.
Дополнительное предположение высказывает один из выдающихся мудрецов Торы прошлого поколения рав Авраам Исраэль Моше Саломон, рав города Харькова. Очевидно, что Мордехай и Эстер поняли, что произошедшее с ними не является случайностью. И если из множества девушек, которые мечтали стать царицей, была избрана именно Эстер, которую Мордехай тщательно прятал, возможно, из этого должно произойти какое-то чудо?! Поэтому они и остановили Бигтана и Тереша.
То, что предположил рав Саломон, можно увидеть из мидраша, в котором говорится, что в истории еврейского народа были два человека, которым Всевышний дал намек на будущее, и они почувствовали и хранили его в ожидании, когда придет его время. Это были Давид и Мордехай.
Когда Давид предложил свою кандидатуру для боя с Голиатом, он показал царю Шаулю ремень, сделанный из шкуры ягненка. Этим он хотел показать, что он, хоть и не солдат, но в его жизни тоже были случаи, когда приходилось проявлять мужество. И этот пояс является свидетелем случаев, когда приходили медведь и лев и утаскивали из стада ягненка, а он гнался за ними и побивал их из пращи, возвращая ягненка в стадо. Возникает вопрос: а почему Давид сделал ремень из шкуры ягненка, а не из шкуры убитого медведя или льва? Поясняют комментаторы, что Давид стремился увековечить не свой героизм, а скрытое чудо, так как понял, что это намек свыше на подобное чудо, которое ему придется совершить в будущем для народа Израиля.
Продолжает мидраш. Сказал Мордехай, когда Эстер насильно была взята во дворец Ахашвероша: «Как же могло произойти такое, что эта праведница будет принадлежать этому необрезанному? Наверное, в будущем это поможет привести избавление народу Израиля».