Важность дня Пурима больше, чем даже Йом Кипур
В Тикуней Зоар сказано, что важность дня Пурима больше, чем даже Йом Кипур.
В мидраше «Ялкут Шимони» говорится, что все праздники в конце дней будут отменены, кроме Пурима. Добавляют, что также и Йом Кипур не будет отменен в будущем, как сказано: «И да будет это для вас постановлением вечным, чтобы искупить сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году» (Ваикра, 16:30).
Все это вызывает удивление. Ведь дни эти настолько разны. Йом Кипур мы обязаны соблюдать из Торы, а Пурим был установлен мудрецами. Йом Кипур мы проводим в посте и молитве, а в Пурим есть обязанность устроить праздничную трапезу и провести весь день с большим весельем. Что же связывает эти дни, и почему лишь они будут праздноваться в конце дней?
Рашбо в своих респонсах утверждает, что не может быть, чтобы праздники из Торы были отменены. Ведь и о Песахе также сказано: будет он законом вечным и поэтому не будет отменен: «И будет этот день вам для памятования, и его празднуйте как праздник Г-споду для ваших родов законом вечным его празднуйте» (Шмот 12:14).
В книге «Шаар бат рабим» приводится такое объяснение: в конце дней произойдут великие чудеса. Все народы мира будут подчинены воле Всевышнего, придет окончательное избавление и конец изгнания. Поэтому радость от этого последнего избавления будет настолько велика, что затмит все другие праздники. И не нужно говорить, что они будут отменены – просто по сравнению с новой радостью они не будут заметны и будут казаться как будни.
Почему же Пурим останется? Потому что в Пурим мог быть уничтожен весь народ Израиля, и благодаря тому, что произошло чудо и все остались живы, есть для кого делать великие чудеса в будущем. Таким образом, Пурим представляет собой основу всего будущего, поэтому и великие чудеса, которые произойдут с народом Израиля, не смогут затмить Пурим.
Ребе из Пшисхи предлагает интересное объяснение сказанному в Тикуней Зоар о том, что Пурим имеет преимущество над Йом Кипуром.
Йом Кипур выпадает только в четыре дня недели: в день второй (понедельник), в день четвертый (среда), в день пятый (четверг) и в субботу. Пурим тоже выпадает в четыре дня недели: в день первый (воскресенье), в день третий (вторник), в день пятый (четверг) и в день шестой (пятница).
Говорится в трактате Келим (гл.17), что в семи днях творения есть дни, которые принимают туму (становятся нечистыми), и есть дни, которые не принимают туму. Мишна имеет в виду сосуды, которые сделаны из материалов, созданных в каждый из семи дней творения. В день первый была создана земля, и сосуды, сделанные из глины, принимают туму. В день второй были созданы небеса. Разумеется, что небеса не могут принимать нечистоту. Сосуды, сделанные из деревьев, созданных в день третий, принимают нечистоту. Светила, созданные в день четвертый, не принимают туму, да и как сделать из них сосуды? В день пятый были созданы рыбы и птицы. То, что сделано из шкур или костей рыб и птиц, не принимает туму. Созданные в день шестой люди и животные – принимают туму. Шаббат не принимает туму, т.к. в день седьмой не было создано ничего. Видно, что Йом Кипур выпадает в дни, которые не принимают туму (2,4,5,7), а три дня Пурима – первый, третий и шестой – это дни, принимающие туму.
Но есть один день – день пятый – в который выпадают и Йом Кипур, и Пурим. Отвечает на это Ребе из Пшисхи, что по законам Торы день пятый и все, в этот день созданное, не принимает туму, но есть две вещи, которые, по постановлению мудрецов принимают туму: яйцо страуса и крыло птицы Азния (Гриф).
Йом Кипур – это праздник из Торы, и все дни, на которые он выпадает, не принимают туму по Торе. Пурим выпадает в дни, принимающие туму, но как быть с днем пятым? В этот день есть тума по постановлению мудрецов.
При помощи этой мишны из трактата Келим можно пояснить сказанное в Тикуней Зоар, о том, что Пурим имеет преимущество над Йом Кипуром. В Йом Кипур, день искупления, не должно быть никаких лишних препятствий для очищения от нечистоты грехов. Поэтому он и выпадает только на дни, не имеющие отношения к нечистоте. В то же время Пурим обладает такой силой, что его святости не мешают даже дни, имеющие отношение к нечистоте.