Мегилат Эстер
Мегилат Эстер (1:1-4): «В то время, когда царь Ахашверош воссел на царский престол свой, что в столице Шушан, в третий год царствования своего устроил он пир для всех сановников своих и рабов (придворных) своих: (начальников) войска Параса и Мадая, (для) знатных и правителей областей, что (явились) к нему, показывая богатство славного царства своего и блеск великолепия (и) величия своего (в течение) многих дней – ста восьмидесяти дней».
Спрашивается в трактате Мегила (11б) зачем дважды сказано, что Ахашверош устроил трапезу, когда воссел на царском троне. Можно было бы подумать, что она была устроена в самом начале правления, но уже в следующем стихе говорится о том, что трапезу царь устроил в третий год царствования! Отвечает Талмуд, что лишь на третий год после воцарения Ахашверош почувствовал себя уверено. На это и намекает слово «воссел». А что до этого мешало его уверенности? История с его предшественником, царем Бельшацаром, который устроил подобную праздничную трапезу и в тот же день погиб. Бельшацар знал о пророчестве Ирмияу, из которого следовало, что по истечении семидесяти лет закончится Вавилонское изгнание, и евреи вернутся на родину и отстроят Храм, как сказано: «Ибо так сказал Г-сподь: когда исполнится семьдесят лет Бавэлю, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово мое о возвращении вас на это место». Бельшацар ошибся в расчетах, и, решив, что семьдесят лет уже прошли, а евреи все еще в изгнании и Храм не отстроен, устроил праздничную трапезу, за что и поплатился. Ахашверош опасался участи Бельшацара и лишь после того, как был уверен в правильности нового расчета семидесяти лет, только тогда почувствовал себя уверенно и решил устроить пиршество.
«Мидраш Мегилат Эстер» дает нам еще одно объяснение, почему Ахашверош воссел на троне лишь на третий год после воцарения. Царь Ахашверош хотел восседать на троне царя Соломона, но подняться на него не мог, ибо золотые звери, находившиеся по сторонам ступеней, не позволяли подняться на трон человеку, не достойному его (или не знавшему, как правильно подниматься). Уже два нееврейских царя, фараоны Нехо и Навуходнецар, предприняв до этого похожие попытки, стали инвалидами. Ахашверош не стал повторять ошибки предшественников, а просто решил построить себе трон-копию золотого трона царя Соломона. Такую работу могли выполнить лишь еврейские мастера, жившие в провинциальном городе Шушан, что в Персии. Изготовленный престол не смогли сдвинуть с места, чтобы перевезти в столицу и поэтому царь Ахашверош принял решение построить свой дворец вокруг трона и перенести в Шушан столицу своей империи. Необходимые работы были завершены только на третий год, поэтому и рассказывает нам стих, что лишь на третий год после своего воцарения царь Ахашверош смог воссесть на своем троне.
Почему пир Ахашвероша был таким длинным?
Ахашверош устроил странное пиршество, неоправданно долгое. Комментаторы поясняют, что сто восемьдесят дней были необходимы, чтобы показать гостям все золотые и серебряные сосуды разрушенного Иерусалимского Храма. Сказано в книге Эзры (1:11): «Всей утвари золотой и серебряной пять тысяч четыреста. Все это привез Шэшбацар во время исхода изгнанников из Бавэля в Иерушалаим». Трактуют наши мудрецы, что Ахашверош показывал по тридцать сосудов ежедневно, поэтому и понадобились ему сто восемьдесят дней, чтобы показать 5400 сосудов Храма. (продолжение в следующем выпуске)