ТАНАХ рассказывает — Мегилат Эстер — Откуда у Ашахвероша столько золота?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

17921

Откуда у Ашахвероша столько золота?

Рассказывают историю о том, как к рабейну Гершому «Меор а-Гола», жившему тогда в Константинополе (до его бегства в Германию), обратился император с просьбой помочь построить копию золотого трона царя Соломона. После оценки количества материалов, необходимых для строительства такого трона, пришли к выводу, что во всей Византийской империи нет столько золота. Поэтому было принято решение строить копию трона царя Соломона не из золота, а из серебра.

Возникает вопрос: если во всей Восточной Римской империи не было необходимого количества золота, откуда у царя Соломона имелось золото, необходимое для строительства трона и тысяч сосудов Иерусалимского Храма?

В трактате Псахим (119а) рассказывается история, которую можно назвать историей перемещения «золотого запаса» мира. Вначале Йосеф собрал все золото мира в Египте, как сказано: «И изо всякой земли приходили в Египет покупать у Йосефа, ибо усилился голод по всей земле». Затем евреи вынесли золото из Египта, получив его у местного населения (реально это было оплатой за незаконный подневольный труд евреев в Египте). Правда, на это есть небольшой вопрос: сказано, что трофеи, которые выбросило море после гибели египтян, превышали количество золота, вынесенного евреями во время выхода из Египта. На это отвечает Цлах в своем коментарии на трактат Брахот (9б): евреи вынесли золото египтян, живших в земле Гошен и египтян столицы, но золото других граждан страны осталось при них. Вот с этим золотом и погнался фараон за евреями.

Но как оказались все золотые запасы страны среди солдат армии фараона? Наши мудрецы приводят несколько ответов.

Во-первых, у царей мира был обычай во время судьбоносных сражений брать всю казну с собой, чтобы поднять мотивацию к войне среди своих солдат. Пусть не думают воины, что если мы проиграем войну, то все же можно будет вернуться домой, даже и с поражением. Возвращаться будет некуда, так как вместе с поражением в бою, теряется весь денежный запас державы.

Во-вторых, египтяне обожали лошадей и украшали их массой драгоценных изделий. Это объясняет стих из Песни песней (1:9): «Кобылице в колеснице Паро уподобил я тебя, подруга моя»; на первый взгляд, не очень подобает сравнивать возлюбленную с кобылицей, но зная, как украшали египтяне своих лошадей, тем более, когда речь идет о кобыле фараона, простое понимание стиха становится понятнее.

Деревянные колесницы египтян с сундуками золота и трупы боевых коней в золотых кольчугах, выброшенные на берег, достались народу Израиля, возносившему благодарственную песнь Всевышнему.

Продолжает гемара в трактате Псахим. Золото, вынесенное евреями из Египта, находилось в Иерусалиме в хранилищах царей до времен царя Рехавама, сына Шломо. Шишак, царь египетский, захватив Иерусалим, унес все золото обратно в Египет. Потом африканский царь Зерах захватил его у Шишака. Иудейский царь Аса вернул его в Иерусалим. Дальше золото переходило от Асы к Адримону, царю арамейцев, потом перешло к аммонитянам, а у них его отнял царь Йеошафат. Золото находилось в Израиле до царя Ахаза, царя Иудеи, у которого его отнял Санхерив, царь Ассирии. У Санхерива его отнял царь Иудеи Хизкияу, и оно оставалось в Израиле до времен царя Цидкияу. Пришли вавилоняне, захватили Иерусалим и унесли все трофеи в Вавилон. Говорит мидраш, что царь Навуходнецар перед смертью, не желая, чтобы кто-то другой владел таким богатством, загрузил все сокровища на баржи и затопил их в реке. Ахашверош смог найти их и достать. Так сокровища перешли от вавилонян к персам. Пришли греки (Александр Македонский) и отняли у персов, пришли римляне и отняли у греков, и по сей день находится то золото в Риме (трактат Псахим 119а).


http://www.beerot.ru/?p=4624