«Тхелет Мордехая»
«А Мордехай вышел от царя в царском одеянии из синеты (тхелет) и белой ткани, и в большом золотом венце, и в мантии из белого льна и багряницы. И город Шушан возликовал и возрадовался» (Мегилат Эстер 8:15).
Говорится в мидраше, что вряд ли евреи города Шушан ликовали и радовались тому, чем почтили Мордехая (почетный круг по столице в царской одежде). Чему здесь радоваться? Сегодня его одели в царские одежды и посадили на царского коня, а завтра снимут одежды, а вместе с ними и голову. Продолжает мидраш: всем было известно, что Мордехай ходил во вретище и отказывался сменить его на обычные одежды. Теперь, увидев Мордехая в царских одеждах, евреи поняли – если Мордехай согласился снять с себя траур, это намек на приближающееся избавление.
Почти во всех детских книжках рисуют Мордехая на коне в голубом царском плаще. Но сказано в стихе, что евреи Шушана ликовали именно при виде тхелета Мордехая, а не при виде тхелета царя. Откуда им было известно, что синий плащ принадлежит именно Мордехаю? Нигде не сказано, что эти одежды были подарены ему царем.
Когда евреи стали ликовать? Когда поняли, что царские одежды подарены Мордехаю. А как можно было узнать об этом? Очень просто. В законах цицит сказано, что одолженную одежду можно одевать на короткий срок без цицит. Поэтому, когда Мордехай надел царский плащ, это еще не обязывало его продеть в его края цицит. Ведь плащ не подарен, а лишь дан временно. Но когда люди увидели, что Мордехай едет на царском коне, а с краев плаща (не важно, какого цвета) свисают цицит с голубыми нитями (тхелет Мордехай), тогда поняли евреи, что Ахашверош настолько благоволит к Мордехаю, что подарил ему свою царскую одежду. А это уже действительно причина для ликования, потому что указывает на приближающееся избавление!
Пурим Самеах!