Где в Торе есть намек на Амана?
«А приближенными к нему (были): Каршена, Шэйтар, Адмата, Таршиш, Мэрэс, Марсена, Мемухан – семеро сановников Параса и Мадая» (Эстер 1:14).
Говорят комментаторы, что Мемухан – это Аман. Это первое упоминание о нем в Мегилат Эстер.
Спросили мудрецы у рава Матна (Хулин 139б): где в Торе есть намек на Амана (המן)? Ответил рав Матна: намек на Амана находится в стихе в Берешит (3:11). «И сказал Он: кто сказал тебе, что ты наг? Не от дерева (הֲמִן הָעֵץ) ли, о котором Я заповедал тебе не есть от него, ел ты?»
וַיֹּאמֶר מִי הִגִּיד לְךָ כִּי עֵירֹם אָתָּה הֲמִן הָעֵץ אֲשֶׁר צִוִּיתִיךָ לְבִלְתִּי אֲכָל מִמֶּנּוּ אָכָלת
Поскольку слово הֲמִן (а-мин – от) состоит из тех же букв, что и имя Аман (המן), утверждает рав Матна, что здесь Тора пришла намекнуть нам на то, что в будущем будет Аман.
По какому же принципу выбирался стих с намеком на имя Амана? Если искали слово, максимально похожее, то есть другой стих, в котором есть не только подходящее сочетание букв, но и даже произношение, абсолютно схожее с именем Амана. Написано в недельной главе Бешалах (Шмот, 16:35): «А сыны Израиля ели ман (הַמָּן) сорок лет, до пришествия их в землю обитаемую; ман (הַמָּן) ели они, доколе не пришли к рубежу земли Кнаанской».
וּבְנֵי יִשְׂרָאֵל אָכְלוּ אֶת הַמָּן אַרְבָּעִים שָׁנָה עַד בֹּאָם אֶל אֶרֶץ נוֹשָׁבֶת אֶת אָכְלוּ עַד בֹּאָם אֶל קְצֵה אֶרֶץ כְּנָעַן
Если есть слово, внешне более схожее, но наши мудрецы выбирают другое слово, очевидно, что они искали не только внешнее сходство, но и какую-то внутреннюю связь.
Говорит Виленский Гаон, что в этом стихе Тора намекает нам на источник одного из человеческих качеств – когда человек не может найти покой душе своей, если что-то в мире ему не доступно, как сказано: «И увидел Аман, что Мордехай не становится на колени и не падает ниц, и преисполнился Аман ярости» (Эстер 3:5), и после этого: «Но все это ничего не значит для меня, пока вижу я Мордехая-иудея, сидящим в воротах царских».
Миллионы людей кланяются Аману, и только один Мордехай не становится на колени и не падает ниц. Одно только это не дает покоя Аману, и он говорит, что весь почет и богатство, все что есть у него, не стоят для него ничего, пока существует на свете Мордехай. Говорят наши мудрецы, что источник такого качества человека учим мы из истории Адама: весь мир принадлежал ему, и лишь от одного дерева было запрещено есть, но Адам чувствовал себя обделенным (как поясняют наши мудрецы).
Пишет об этом качестве человека рав Хаим Шмулевич. Царь Давид дает наказ Шломо свести счеты с Шими бен Гера (ради будущего мира Шими), но сделать это мудро. Шломо приказывает Шими построить дом в Иерусалиме и под угрозой смерти запрещает ему покидать город. Прошло время, и Шими, найдя повод, вышел за границы города, а царь Шломо смог выполнить наказ отца. Спрашивает рав Хаим Шмулевич: даже в наши дни есть люди, которые с гордостью заявляют, что ни разу не покидали границ Святого города. Откуда было известно Шломо, что рано или поздно Шими захочет выйти из Иерусалима? Царю Шломо было хорошо известно, что как только что-то становиться запрещенным человеку, внутри него начинают действовать силы, стремящиеся разорвать эти оковы.
Рассказывает один из выпускников знаменитой ешивы Слободка в Бней Браке. Однажды у одного из учеников ешивы умер отец. Он сидел семь дней траура в Иерусалиме. Ближайшие друзья в один из вечеров собрались поехать утешить скорбящего. Пошли просить разрешения у машгиаха рава Моше Тикочинского. Машгиах дал добро, но при этом добавил: «Предупреждаю вас: только утешить скорбящего и обратно в ешиву, никаких молитв у Стены Плача». Они доехали благополучно, но когда вышли от друга, чтобы возвращаться в Бней Брак, сказал один из учеников друзьям: «Но почему мы в Иерусалиме и не можем заскочить к Стене Плача на пятнадцать минут вознести молитву Всевышнему?! Все равно по дороге. Ну, приедем в ешиву на пятнадцать минут позже». Остальные согласились и поехали. Подходят к Стене Плача, и кто их там ждет? Рав Моше Тикочинский! Сказал им машгиах: «Я знал, что если запретил вам приходить сюда, то вы непременно захотите это сделать».