За что был вынесен столь строгий приговор?
Говорится в трактате Мегила (12а): «Спросили ученики у раби Шимона бар Йохая: “Почему Всевышний вынес столь строгий приговор всем евреям, жившим в империи Ахашвероша?” Спросил раби Шимон: “А вы что думаете?” Ответили ученики: “Из-за того, что евреи города Шушана получили удовольствие от трапезы, которую устроил Ахашверош.” Сказал раби Шимон: “Тогда должны были быть наказаны только те, кто участвовал в трапезе, но не весь народ!” Спросили ученики: “А что тогда думает рав?” Ответил раби Шимон: “Такой строгий приговор был вынесен из-за того, что евреи кланялись истукану Навухаднецара!”».
Нужно понять, что спросили ученики, и в чем смысл ответа раби Шимона.
Спрашивает рав Йеуда Цадка в книге «Коль Йеуда»: Всего 18500 тысяч евреев из города Шушан участвовали в трапезе, устроенной Ахашверошем. Так что же такого натворили эти евреи, что настолько разгневали Всевышнего, что был вынесен смертный приговор всему народу Израиля? Вопрос усугубляется, если учесть мнение, что вся еда и вино на трапезе были кашерными, а ответственным за кашерность был сам Мордехай.
Чтобы ответить на этот вопрос, рав Цадка приводит Гемару из трактата Авода Зара (65а). Рова был послан от еврейской общины с приношением к Бар Шейшаху, одному из министров той страны. Когда Рова вошел, то застал Бар Шейшаха купающимся в бассейне, наполненном водой, настоянной на лепестках роз. Спросил Бар Шейшах у Ровы: «Скажи, разве могут быть у вас подобные блага в будущем мире?» Ответил Рова: «Могут, и намного большие, чем ты можешь себе представить. Но ты заблуждаешься, если считаешь, что ты можешь получать удовольствие от благ земных. Ты не можешь наслаждаться ими в полной мере из-за постоянного страха перед своим царем». Пока они спорили между собой, пришел посланник с требованием к Бар Шейшаху срочно явиться к царю. Мгновенно выскочил Бар Шейшах из бассейна и стал поспешно одеваться. Сказал Бар Шейшах Рове (видя, что тот оказался прав): «Я хочу благословить тебя. Пусть у тех, кто ненавидит вас (евреев), лопнет глаз». Когда Рова ответил «Амен», у Бар Шейшаха лопнул глаз.
Говорит рав Цадка, что приведя эту историю в Талмуде, наши мудрецы хотели научить нас правилу – если человек трепещет перед царем, очень сложно ему получать удовольствие от разных земных благ. И если евреи пошли на пиршество Ахашвероша, где тот демонстрировал сосуды из Храма, и были в состоянии получать от такой трапезы удовольствие, это означает, что они потеряли страх перед Царем всех царей! И в этом причина столь строгого приговора.
Но ученики раби Шимона бар Йохая сказали, что это не отвечает на вопрос, почему были наказаны все евреи, а не только те, кто непосредственно участвовал в трапезе Ахашвероша.
Навухаднецар, царь Вавилона, построил огромного истукана высотой в 50 локтей и приказал всем покоренным народам поклониться этому истукану. Говорит наша традиция, что евреи знали, что этот памятник не является идолом, а лишь знаком величия империи Навухаднецара. Поэтому и кланялись ему. В мидраше Шир а-Ширим рассказывается, что Навухаднецар, захватив Иерусалим и разрушив Храм, вывез в Вавилон все золотые сосуды из Храма, в том числе одежды первосвященника. Одним из элементов одежды был циц – пластина из золота, на которой было начертано «Кодеш ла-Шем». Эту пластину первосвященник надевал на головной убор. Говорит мидраш, что Навухаднецар вставил в рот своего истукана золотой циц, и тот произносил фразу: ани А-шем Элокейхем – «Я – Б-г ваш». Услышав эту фразу, евреи кланялись, но не истукану, а из-за трепета перед услышанными словами. Несмотря на то, что со стороны это выглядело идолопоклонством, Всевышний не наказал тогда евреев, потому что Он знал истинную причину – евреи были введены в заблуждение говорящей статуей.
Ахашверош устроил трапезу продолжительностью в сто восемьдесят дней не только ради того, чтобы показать 5400 золотых сосудов из Иерусалимского Храма. По его расчетам семьдесят лет со времени разрушения Храма уже прошли, а евреи все еще находились в изгнании, и Храм не был отстроен (вопреки пророчеству Ирмияу). Это и было главной причиной радости и столь длительной трапезы Ахашвероша. Он восседал на только что сделанном троне (подобии трона царя Соломона), одетый в восемь одежд первосвященника, с золотым цицем на лбу. А евреи пришли на эту трапезу есть, пить и наслаждаться! В отличие от Вавилонского изгнания сейчас, во времена Мордехая и Эстер, присоединившись к трапезе Ахашвероша, евреи показали истинное отношение к Царю царей и Храму, что и объясняет столь страшный приговор, вынесенный Всевышним.