«Поэтому и назвали эти дни «Пурим», по названию «пур»»
(Мегилат Эстер, 9:26)
Слово «пур», как известно, означает жребий. Это тот жребий, который бросал Аман, выбирая удобный момент для начала реализации своего страшного замысла. Но если жребий был частью замысла Амана, то почему наши Мудрецы выбрали это имя для праздника? Не называют же Песах — днем Паро, а Хануку – днем Греции.
Рав Яаков Галинский (ушедший на прошлой неделе, благословенна память праведника), известный своими притчами, отвечает на этот вопрос с помощью вымышленного примера. Представим себе, что один добропорядочный еврей идет к Стене Плача по улочкам Старого города и вдруг слышит за спиной душераздирающий крик «Алах ахбар!». Обернувшись, он, к своему ужасу, видит араба, несущегося в его направлении с полуметровым ножом в руке. Еврей бежит изо всех сил, сворачивает в один переулок, потом в другой, но ничего не помогает, расстояние между ним и Ишмаэлитом неумолимо сокращается. И вот, когда он уже приготовился читать «Видуй» и «Шма Исраэль», вдруг из какой-то подворотни выскакивает огромный пес и впивается в ногу арабу. Как назовет чудом спасшийся еврей тот памятный день? «День избавления» или «День удачного переулка», а может быть и «День счастливого пса», но одно ясно точно, он никогда не назовет его «Днем длинного ножа».
А вот если все было бы немного иначе, и не пес спас нашего еврея, а араб сам поскользнулся бы и рухнул на свой же нож. Подойдя к мертвому арабу, еврей видит, что тот лежит лицом в низ, а из его спины торчит нож, который еще минуту назад представлял смертельную опасность для нашего еврея. Как тогда назовет наш герой этот день? Конечно же, «День ножа».
Так и наши Мудрецы, зная, что тот жребий, который должен был стать причиной трагедии нашего народа, стал причиной избавления, назвали праздник «ПУРИМ», т.е. жребий.
Каким образом жребий Амана обернулся против него? Объясняет рав Сороцкин, что если бы Аман решил сразу реализовать свой злой умысел, то шансов у евреев не осталось бы. Но произошло чудо, которое заключалось в том, что Аман искал удачное время для реализации своего плана. Для этого он бросал жребий, который выпал на 13 Адара, через двенадцать месяцев. А этого времени было достаточно, чтобы евреи могли использовать свое самое сильное оружие – молитву и «Тшуву» (раскаяние), и проступки их были прощены.
Остается ответить еще на один вопрос. Почему назвали праздник не «Пур», а «Пурим», ведь жребий был один, а слово «Пурим» указывает на множественное число?
Несколько ответов приводят наши Мудрецы:
1. Когда началось окончательное «падение» Амана? Когда Ахашверош вошел в палаты Эстер и увидел, что Аман падает на кровать его царицы. Тогда и было принято решение о казни Амана. Кровать на арамейском языке называется «пурая», и, поскольку кровать Эстер тоже поучаствовала в избавлении народа Израиля, назвали наши Мудрецы этот праздник в честь двух вещей – жребия и кровати. (Беер Йосеф)
2. Чтобы жребий не стал случайностью, Аман в две коробки вкладывал два вида записок. В одной 12 записок с именами месяцев года, а в другой – 365 записок, соответствующих дням года. Если выпадают две записки, например, месяц Тишрей и день №183 – такой результат не действителен, потому что Тишрей – это первый месяц года, а ему могут соответствовать только дни от 1 до 30. Когда же выпала одна записка с месяцем Адар, а на другой выпал день №163 (от начала года), что соответствует 13 Адара, вот тогда Аман обрадовался и установил на этот день начало решения еврейского вопроса. Из-за двух совпавших жребиев и назвали этот праздник «Пурим». (Еарот Дваш)