Иди и разгроми грешников Амалека

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

861
амалека

Полчища «уничтоженных» амалекитян

В книге пророка Шмуэля встречаются странные стихи, рассказывающие о том, как Давид нападает на амалекитян, которые проживали южнее границ земли Израиля: «И поднимался Давид и люди его, и нападали на гешурян, и на гезриян, и на амалекитян, которые населяли издавна эту страну до дороги в Шур и до земли египетской» (Шмуэль 1, 27:8). В чем странность этих стихов? В том, что амалекитян как народа уже не должно было быть. Ведь незадолго до этого всех их уничтожил царь Шауль.

Усиливает вопрос история, описанная в трактате Бава Батра (21б). Там рассказывается, как Йоав, военачальник Давида, был послан на уничтожение амалекитян. Йоав же совершил ошибку, уничтожив лишь мужчин, но оставив женщин. Причиной ошибки был ребе в хедере, который неправильно учил Йоава, что слово זכר, в стихе: «…сотри память (זכר) об Амалеке…» (Дварим, 25:19), нужно читать как захар – «мужчин», а не как зехер – «память».

Есть еще один источник, указывающий на существование многочисленных амалекитян. В сборнике «Бейт а-Мидрашот» (Айзенштадт) приводится еще одна история о войне Йоава с амалекитянами. Давид послал Йоава штурмовать город амалекитян Кинсали. Город был настолько хорошо укреплен, что Йоав, подчинивший Давиду огромные территории, вдруг не смог справиться с задачей. Шесть месяцев длилась осада, но безуспешно. И тогда Йоав придумал хитрый ход, прообраз «троянского коня». Он приказал армии снять осаду и сделать вид, что она отступает. Однако еврейская армия не ушла далеко, а лишь скрылась за ближайшими холмами в ожидании. Перед отступлением Йоав приказал перебросить его катапультой через крепостную стену и ждать сигнала: когда из-под центральных ворот начнет просачиваться кровь – это будет означать, что Йоав открывает ворота, и что нужно атаковать.

Йоав, перелетев через стену, сильно ударился. Это же стало причиной того, что амалекитяне не почувствовали подвоха и поверили ему, приняв за одного из своих. Спустя сорок дней, оправившись от полученных переломов и ушибов, Йоав приступил к действиям. Он нашел меч, напал на солдат, охранявших главные ворота, и впустил еврейскую армию. Весь город был уничтожен при штурме. Царя же амалекитян Йоав отвел к Давиду, который лично его казнил.

Все эти источники лишь усиливают заданный выше вопрос: откуда появилось такое количество амалекитян, которых полностью уничтожил царь Шауль всего несколько лет назад?

На удивление, никто из мудрецов Талмуда, а также мудрецов эпох ришоним и ахроним не задают этот вопрос. А это скорее указывает на то, что они вообще не видели здесь вопроса, потому что ответ очевиден.

Первое, что приходит в голову в попытке найти ответ – это тот факт, что царь Агаг смог оставить после себя потомка. Наложница Агага, которая принадлежала к другому народу и был оставлена в живых, пробралась ночью к месту, где содержали Агага, и зачала от него ребенка. Однако этот ответ не выдерживает критики, потому что сын Агага, на момент описанных событий, должен был быть или младенцем, или юношей. Откуда же взялись полчища Амалекитян?

Можно привести словами мидраша, что амалекитяне, будучи чародеями и колдунами, превратились в овец. Царь Шауль опрометчиво оставил в живых не только царя Агага, но и стада их овец. Ночью амалекитяне вновь превратились в людей и спаслись бегством… Однако этот ответ также вызывает большие сомнения.

Упущенный шанс на исправление

Говорят, что каждому поколению отведены их собственные открытия в Торе. Одно из таких открытий принадлежит раву Йосефу Миллеру, преподавателю ешивы «Имрей Цви» (Израиль, г. Кирьят Сефер) и автору книги «Адрат Кодеш». Вот какое решение он предлагает.

Пишет Рамбам в «Алахот Мелахим» (6:1): «Ни с кем не начинают войны, не предложив мира. И это касается как войн заповеданных, так и войн разрешенных. И если враги согласны жить на наших условиях – соблюдая семь заповедей сыновей Ноаха, то с ними не нужно воевать…». Говорится дальше (6:4): «Если они отказываются принимать наши условия, или же готовы на мир, однако не готовы принять на себя соблюдение заповедей сыновей Ноаха, тогда (в случае победы) нужно их казнить, но лишь взрослых мужчин… Однако если это представители семи кнаанейских народов или амалекитяне, тогда уничтожаются все представители их народа…».

Что мы видим из слов Рамбама? Кроме более строгого подхода к амалекитянам, у них, однако, существует возможность исправления. И если они готовы жить по законам сыновей Ноаха, тогда приказ Торы об уничтожении Амалека на них не распространяется.

Но, прежде чем мы вернемся к ответу на главный вопрос, нужно раскрыть еще одну загадку. На основании какого источника Рамбам вывел этот закон?

Как известно, Рамбам в своих комментариях обычно не приводит ссылки на источники. Однако это делают многочисленные комментаторы. Но в нашем случае все комментаторы хранят молчание. Один из величайших мудрецов Торы последних поколений, Брискер Ров, рав Ицхак Зэев Соловейчик в подборке своих замечаний к Танаху (109) приводит стих нашей афтары, читаемой в Шаббат Захор: «И послал тебя Г-сподь в путь, и сказал: “Иди и разгроми грешников Амалека, и воюй с ними до полного их уничтожения”» (Шмуэль 1, 15:19). А после коротко добавляет: пророк Шмуэль говорит Шаулю, что его послали воевать с амалекитянами. Но не со всеми, а лишь с грешниками. Этот стих и является источником того, что сказал Рамбам в «Алахот Мелахим» (6:4).

На основании приведенных источников, рав Йосеф Миллер делает следующее предположение. На момент войны царя Шауля с Амалеком евреи прожили в Святой земле около четырехсот лет. За это время часть племен Амалека, всегда живших по соседству с еврейскими землями, могли перейти на сторону Всевышнего. То есть в результате естественных соседских контактов часть семейных кланов вполне могла проникнуться святостью Торы и ее соблюдающих, и абсолютно без принуждения принять на себя выполнение семи заповедей Ноаха. Разумеется, с такими представителями амалекитян царь Шауль и не должен был воевать. Шауль был послан уничтожить лишь тех, кто пожелал остаться в своей нечестивости. Главой таких амалекитян был Агаг, который и был уничтожен вместе со своими последователями. И если бы царь Шауль вовремя казнил Агага, то мир сегодня мог бы быть другим. Ведь тогда был бы уничтожен корень того зла, который нес в себе Амалек. Но вместе с оставшимся наследником Агага в мире сохранилась идея Амалека. И этот духовный корень зла со временем одолел добрые намерения части амалекитян, которые уже встали на путь исправления. И они вновь обратились к своему исконному ремеслу – идти по миру с высоко поднятым флагом бунта против Творца. Утверждает рав Йосеф Миллер, что с теми новоиспеченными амалекитянами-нечестивцами и был вынужден воевать царь Давид.


http://www.beerot.ru/?p=45832