Танах рассказывает — Как Пнина досаждала Хане?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1207

«А соперница злила ее постоянно, дабы побудить ее к молитве, потому что Г‑сподь затворил чрево ее» (Шмуэль I, 1:6).

Итак, Пнина знала, что Всевышний затворил чрево Ханы, а это значит, что естественными путями дети у нее появиться не смогут. Нужно предпринимать особые усилия, чтобы отменить вердикт Небес. И что же делать? Молиться! Для этого она и старалась побудить Хану молится сильнее.

Написано в мидраше «Псикта рабати» (43): «Как поступала Пнина? Добавляла к прежним уколам новые. Рано утром приходила Пнина к Хане и спрашивала ее: “Разве ты еще не встала, чтобы умыть своих детей, перед тем, как пойдут они на учебу”? А после полудня приходила и спрашивала Хану: “Разве ты не выходишь встречать своих детей, когда они возвращаются с учебы”? Когда же Элькана со всей семьей поднимался в праздники в Мишкан в Шило, во время праздничной трапезы говорила Пнина мужу: “Дай моему сыну порцию, а этому моему сыну ты не забыл дать порцию”? Зачем она так поступала? Чтобы побудить Хану к ропоту. Видя это, сказал Всевышний: “Ты подталкиваешь Хану, чтобы она роптала на Меня. Знай, что после грома спускаются дожди, и Я вспомню о Хане”». Сказано: «И вспомнил Г-сподь о Хане, и она зачала, и родила трех сыновей и двух дочерей» (Шмуэль 1, 2:21).

Этот мидраш требует пояснений. Вначале мидраш рассказывает, как Пнина досаждала Хане дома, а потом переходит к описанию продолжения их противостояния во время посещения Мишкана. На протяжении всего года она досаждала на одном, определенном уровне. Когда же вся семья приходила по праздникам в Мишкан, Пнина усиливала давление. Теперь они находятся возле духовного центра народа Израиля, где усиливается ощущение присутствия Всевышнего, и возможно, это более удачное время для молитвы. Можно также сказать, что Пнина опасалась, что во время праздников, когда все находятся в состоянии особой радости, Хана может временно забыть о своей беде. И чтобы этого не произошло Пнина усиливает свои нападки. Таким образом, становится понятно, что означают слова «добавляла к прежним уколам новые».

Остается непонятным, что имеет в виду мидраш, говоря, что после громов на землю спускаются дожди.

Все знают, что дождь – это благословение. Но говорит Раба бар Шила в трактате Таанит (8б): «Грозен тот день, когда выпадают дожди, также, как грозен день суда». Люди слышат раскаты грома, это многих пугает. Из-за дождя уже не так удобно выйти из дома по своим делам. Радак замечает, что буква рейш в слове «роптала» (הַרְּעִמָהּ) имеет дагеш (точку внутри буквы), что само по себе встречается крайне редко. Обычно дагеш внутри буквы подчеркивает ее звучание, а произношение буквы рейш превращает в короткое рычание. Это рычание слегка напоминает гром – רעם – слово, имеющее тот же корень, что и глагол роптать, возмущаться – להתרעם.

Сказал Всевышний Пнине: «Ты подталкиваешь Хану к тому, чтобы она роптала на меня. Но знай, что после громов всегда спускаются дожди. А время дождей это не только время благословения, но и время суда». Поэтому рассказывает мидраш, что в тот день, когда у Ханы рождался ребенок, у Пнины умирали двое. Один и тот же день дождей для одной становился днем благословения, а для другой днем суда.


http://www.beerot.ru/?p=15067