Танах рассказывает — Книга Шмуэля — Как настроиться на молитву?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1069

«Она же в душевной горечи молилась Г-споду и горько плакала» (Шмуэль I, 1:10).

Комментаторы спрашивают, зачем нужно было в стихе сообщать нам о том, что Хана молилась в душевной горечи? Разве мы не знаем о том, как тяжело было на душе у Ханы?

Ответ, возможно, находится в трактате Брахот (30б). Прежде чем предстать перед Всевышним в молитве, еврей должен подготовить себя. И прежде всего он должен быть в состоянии смирения, будучи серьезным и сосредоточенным.

Мудрецы предлагают выучить это из описания молитвы Ханы, как раз из нашего стиха: «Она же в душевной горечи молилась Г-споду…». Однако, парирует Талмуд, случай с  Ханой не является лучшим примером. Ведь, будучи бездетной, она была полна горечи, а такое душевное состояние не требуется от обычного еврея. Гемара предлагает другой источник, слова Давида: «А я по великой милости Твоей приду в дом Твой, поклонюсь Храму святому Твоему в трепете пред Тобой» (Теилим, 5:8). На это Гемара возражает: возможно, это достоинство царя Давида превосходит то, что требуется от обычного человека. Заключает Гемара, что нужный настрой перед молитвой определен в Теилим (2:11): «Служите Г-споду [поясняет Раши: молитесь] в страхе».

Постановил «Шульхан Арух» («Орах Хаим», 93:2), что человек обязан молиться в состоянии страха и смирения перед Творцом, будучи серьезным и сосредоточенным. Добавляет «Мишна Брура», что такое требуемое от нас состояние в молитве является  идеальным. Но не каждый человек может подготовиться настолько хорошо. От нас требуется не быть в состоянии легкомыслия. Молиться надо в радости служения. В этом состоит цель чтения Теилим, например, «Ашрей» перед Минхой, Шират а-Ям перед Шахаритом и упоминания ее перед Мааривом. Так мы напоминаем себе великую любовь Творца к нашему народу, Его великие чудеса и обещание грядущего избавления.

 


http://www.beerot.ru/?p=17800