Танах рассказывает Книга Шмуэля — Намеки в имени Ханы

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1328

«А у него две жены: имя одной – Хана, а имя другой – Пнина. И были у Пнины дети, у Ханы детей не было» (Шмуэль 1, 1:2).

Имя Хана (חנה) – это аббревиатура. Буква ח (хет) – означает халу (т. е. заповедь отделения халы от определенного количества теста), буква נ (нун) – означает ниду (заповеди, связанные с чистотой семейной жизни), с буквы ה (hей) начинается заповедь зажигания свечей (адлакат нерот). Эти три заповеди, в которых у женщин есть особая обязанность, заключены в имени Ханы и намекают на то, насколько щепетильно она их выполняла.

Говорится в трактате Брахот (31б), что Хана обратилась к Всевышнему: «Разве хоть в чем-то я нарушила одно из этих предписаний? Почему же Ты не даешь мне детей?». Но сказано в стихе, что Всевышний затворил ее чрево и сделал это, чтобы побудить ее сильней молиться и удостоиться чести привести в этот мир такого великого сына, как пророк Шмуэль.

В книге «Гилгулей Нешамот» пишет Рама ми Пано (рав Менахем Азарья из Пано, ученик рава Моше Кордоверо), что Элькана, муж Ханы, был гилгулем (перевоплощением) Лемеха, а Хана была гилгулем Цили. Их судьбы также схожи. Из двух жен Лемеха, Ада была для детей, а Цила была «для мужа». Она выпила напиток, делающий женщину бездетной, чтобы не терять своей привлекательности. А в ее имени содержится намек на это: Цила – находящаяся в тени (цель на иврите) своего мужа. Возможно, поэтому не сказано, что Элькана взял двух жен, а сказано просто: у него две жены – как будто они у него уже были когда-то, в предыдущем перевоплощении.

В писаниях Аризаля приводится еще более глубокая связь. Сара, Хана, шунамитянка и женщина из города Церфата – все они были гилгулем одной души. У Сары в доме было тройное благословение, связанное с тремя заповедями: отделение халы, зажигание свечей и выполнение законов ниды. Но мудрецы добавляют, что Сара не до конца исправила все эти заповеди, поэтому пришли три другие праведницы и закончили начатое Сарой. Хана исправила ниду, шунамитянка – свечи, церфатиянка – халы. И как еще одну общую параллель между этими женщинами комментаторы приводят тот факт, что у всех них были чудеса и сложности с рождением детей. Сара родила в возрасте девяноста лет, Хана была бездетна девятнадцать лет, а у женщин из Шунема и Церфата были чудеса с воскрешением из мертвых их сыновей.


http://www.beerot.ru/?p=10444