Танах рассказывает — Наказание Пнины

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1332

Наказание Пнины

История взаимоотношений Ханы и Пнины закончилась тем, что молитвы Ханы были приняты, и она родила трех сыновей и двух дочерей. Первым ее сыном был великий пророк Шмуэль. Но для Пнины ее собственные старания обернулись трагедией, когда умерли восемь из десяти ее сыновей.

И вопрос не в том, почему Пнина была наказана. Очевидно, что нельзя досаждать ближнему, кроме некоторых особо оговоренных случаев. Вопрос в том, почему Пнина была наказана так строго? Пусть она и совершила преступление, но ведь она сделала непреднамеренно, ошиблась.

В трактате Брахот (32а) говорится, что доведенная до отчаяния Хана в какой-то момент стала выдвигать ультиматумы Небесам, что происходящее не может остаться безнаказанным. Но поскольку до этого состояния ее довела Пнина, то именно Пнина и получила наказание, а Хане это было засчитано как непреднамеренный проступок.

Некоторые комментаторы утверждают, что преступление Пнины состояло в том, что она превысила необходимый уровень давления на свою соперницу. Однако другие комментаторы приводят мнение, что Пнине вообще нельзя было начинать реализовывать задуманный ею план.

Ответов на этот вопрос очень много. Приведем лишь некоторые из них.

Сказано в «Сефер Хасидим» (§ 489): «Иногда человек совершает поступок, когда им движут хорошие побуждения. Но если теми действиями был причинен вред, тот человек зовется грешником, пусть даже был он весьма знающим человеком. А если не был таким, то тем более виновен, ведь нужно ему было посоветоваться с мудрецом, а он не сделал этого. И в конце будет он наказан за то, что не перестраховался на случай плохого исхода, хоть и стремился выполнить заповедь.

Так случилось с Пниной. Так произошло и с Яаковом, когда не выдал Дину за Эйсава. Пророк Идо был убит львом за то, что прислушался к словам лжепророка, не перепроверив, является ли он пророком Всевышнего… ».

Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин из Воложина («Ээмек Давар», конец главы Шлах) поясняет так: «Нельзя человеку стремиться приобрести заслуги исполнения заповедей, когда это возможно лишь путем нарушений. И, несмотря на это, сказано в трактате Назир (23б): “Более ценно в глазах Всевышнего нарушение, совершенное ради Небес, чем заповедь, выполненная не во имя Небес”. Так разрешается поступать лишь в ситуации, когда у человека нет выбора, и он вынужден совершить преступление во имя Небес. Именно это произошло в истории с Тамар и Йеудой, когда не было у нее другого выхода. Или же как в истории с Яэль и Сисрой.

Однако, когда ничто не заставляет человека совершить преступление, даже если это во имя Небес, не должен человек отходить от прямых путей, и об этом сказано: “…и не следуйте за сердцем вашим и глазами вашими” (Бемидбар, 15:39)».

Рав Хаим Шмулевич («Сихот Мусар», статья 24, תשל»א): «Уже пояснялось, что нет никакого разрешения совершать преступления, касающиеся отношений между людьми, даже когда намерения во имя Небес. Как произошло в истории с Пниной, когда она была наказана столь строго, что умерли восемь из десяти ее сыновей. И это – несмотря на то, что Пнина была праведницей, и наверняка ей было непросто причинять страдания Хане. И все, что она делала… лишь для того, чтобы подтолкнуть Хану к более глубоким молитвам. И все равно – такое страшное наказание! Почему? Потому что причинение страданий другому – какими бы ни были намерения – подобно тому, как человек вносит свою руку в огненную печь. И разве хорошие намерения могут помочь не обжечься? Нужно очень остерегаться от причинения боли другому, потому что такова природа отношений между человеком и его ближним, когда обиды сжигают словно огонь».


http://www.beerot.ru/?p=15562