Танах рассказывает — Книга Эзры — Жертвенник в первую очередь

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1326

Гл.3, ст.1: «И наступил седьмой месяц, – а сыны Израилевы были в городах, – и собрался в Иерусалим весь народ как один человек».

Нам не известна точная дата прибытия из Вавилона евреев под руководством Зрубавеля. Из стихов видно, что в первую очередь все разошлись по семейным наделам, где они родились, или где родились их предки. Как мы читали об этом в предыдущей главе: «… каждый в свой город». Нужно было вновь овладеть семейными наделами, восстановить разрушенные дома и хозяйства и позаботиться об элементарном устройстве быта своих семей. Технически было просто невозможно собрать сразу всех евреев в Иерусалиме. В то же время невозможно было начать строительство жертвенника из-за страха перед постоянно угрожающими врагами. Именно поэтому в стихе, открывающем эту главу, говорится: «…и собрался в Иерусалим весь народ как один человек», потому что только так можно было начинать строительство жертвенника: «…ибо были они в страхе перед народами других стран». Спустя какое-то время семьи вновь прибывших  были худо-бедно устроены, а евреи могли освободиться для первого восхождения в Иерусалим. Когда же все мужское еврейское население, в составе более чем сорока тысяч человек (по мнению Абарбанеля), собрались вокруг Храмовой горы, можно было смело спросить самаритян и их друзей: “Вы что-то имеете против?”

Почему именно жертвенник, а не другие части Храма?

Ст.2: «И поднялся Йешуа бен-Йоцадак и братья его, священники, и Зерубавель бэн-Шеалтиэль, и братья его, и построили они жертвенник Б-гу Израилеву, чтобы возносить на нем жертвы всесожжения, как написано в Торе Моше, человека Б-жьего».

Раши утверждает, что поспешное возведение жертвенника, еще до начала строительства самого Храма, было мерой вынужденной. Они, прежде всего, стремились показать недоброжелателям, что на все, что они делают, есть разрешение официальных властей. Жертвенник был весьма массивный, а огонь на нем должен был гореть двадцать четыре часа в сутки. Его можно было видеть издалека, и это, по предположению Раши, должно было остудить пыл самаритян и их приспешников. Мол, что мы можем с этим поделать, ведь евреи сделали все это по разрешению властей.

Ибен Эзра предполагает, что стремление соорудить жертвенник было обусловлено не только желанием показать, что на все есть разрешение. Эти действия имели также духовный аспект.  Когда ты со всех сторон окружен врагами, и естественными путями не удалось избавиться от их “опеки”, всегда существует  универсальное средство от бед  – молиться Всевышнему. Цель жертвоприношения –  максимально приблизить человека к Всевышнему, что делает и молитва. Однако молитвы их приобретают особую силу именно в силу приближения к Всевышнему жертвоприношениями. Поэтому они поспешили воздвигнуть жертвенник, чтобы евреи могли приносить жертвы и молиться Всевышнему, в то время как другие служения еще не доступны.

Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=24160