Танах рассказывает — Книга Эзры — Потомки коэнов, не имевшие подтверждения родословной

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1169

«И из потомков священников: сыны Ховаи, сыны А-Коца, сыны Барзилая, который взял жену из дочерей Барзилая Гиладского и стал называться именем их» (Эзра, 2:61).

Здесь рассказывается о евреях, в роду которых были коэны. Эти евреи имели право войти в общину Израиля, но с их происхождением были иные проблемы. Главной целью возвращения было возведение Второго Храма, а для служения требовались кошерные священники, и им требовалось представить доказательства своего коэнства. Поясняют комментаторы, что часть коэнов из перечисленных семей женились на женщинах, прошедших гиюр. Сыновья от таких браков считаются евреями, но служить в Храме не могут.  Несложно представить себе, что на фоне поголовной ассимиляции даже те, кто женился на еврейках, не всегда удосуживались четко сохранять все нюансы своей родословной. Теперь же, когда речь шла о службе в Храме, требовались точные подтверждения ненарушенного коэнства, а это не каждый мог представить.

Несколько иная проблема была в случае семейств Коц и Барзилай. О семье Барзилай впервые рассказывается в книге Шмуэля. Во время бунта Авшалома царь Давид был вынужден оставить Иерусалим и отправиться в изгнание на восточный берег Иордана. Там, в земле Гилад, особо теплое отношение проявил к царю Давиду Барзилай. На протяжение всего времени бунта Авшалома царь Давид жил и питался в его доме. Когда же бунт Авшалома был подавлен, то царь сделал сына Барзилая своим приближенным, который ел с ним за царским столом. Получилось так, что потомки семейства Барзилай женились с отпрысками семейства  священников Коц. Но поскольку сыны Барзилая считались очень важной семьей, то даже если жених был из семьи Коца, а невеста из семьи Барзилая, нередко молодожены брали именно фамилию жены. Таким образом, в браках между этими важными родами сложилась путаница, и практически невозможно было установить, кто коэны, а кто израильтяне.

И о всех этих недоказанных священниках говорится (Эзра, 2:62)): «Эти (священники) искали запись свою о происхождении, но она не была найдена, и были отлучены они от священства».

Нужно подчеркнуть, что эти коэны продолжали пользоваться теми же привилегиями, которые были у них вне границ Святой земли. И в то время они обладали статусом коэнов, ничем не меньшим статуса коэнов нашего времени. (Все сегодняшние коэны считаются коаней-хазака — коэны по семейному преданию, не имеющие подтверждающих документов, но и не имеющие доказательств, опровергающих их коэнство). Поэтому даже эти “проблемные” коэны продолжали получать трумот, участвовать в заповеди выкупа первенца и благословлять народ во время молитв. Но когда был возведен жертвенник, и возобновились жертвоприношения, возник вопрос, кому можно есть от жертвоприношений. Тогда Нехемия, был вынужден заняться выяснением родословных  безупречных коэнов, и вот какое решение было им вынесено.

«И сказал им Тиршата (персидское имя Нехемии), чтобы не ели они от святого святых, пока не встанет священник с Урим и Тумим» (Эзра, 2:63)

Уже упоминалось, что во Втором Храме отсутствовали пять вещей, в отличие от Храма Первого. Одной из таких вещей были Урим и Тумим, через которые первосвященник, царь и важный в народе человек мог задавать вопросы и получать ответы напрямую от Всевышнего. На этот счет существует спор между нашими мудрецами, не было ли вообще Урим и Тумим, или же они были, но не работали так, как в былые времена. Нехемья установил, что вышеперечисленные сомнительные коэны не смогут участвовать в службах при Храме, пока дух пророчества не станет вновь через Урим и Тумим освещать буквы на хошене. Сегодня, когда мы используем выражение «пока не встанет священник с Урим и Тумим», имеется в виду, что ответ или решение конкретной  проблемы придет  лишь с приходом Машиаха. Но это не значит, что и Нехемия имел в виду то же самое, ведь мы уже не раз упоминали, что то Возвращение в Цийон имело огромный потенциал, и что Второй Храм мог стать Храмом вечным. Поэтому постановление Нехемии также включало в себя надежды на то, что вскоре они возведут Храм, туда вернется Шхина Всевышнего, вновь заработают Урим и Тумим, и многие сомнения и проблемы будут разрешены. Но этого, к сожалению, не произошло. 


http://www.beerot.ru/?p=21542