«И наступил седьмой месяц – а сыны Израилевы были в городах – и собрался в Иерусалим весь народ как один человек. И поднялся Йешуа бен Йоцадак и братья его, священники, и Зерубавель бен Шеалтиэль и братья его, и построили они жертвенник Б-гу Израиля, чтобы возносить на нем жертвы всесожжения, как написано в Торе Моше, человека Б-жьего. И установили они жертвенник на месте его, ибо были они в страхе перед народами других стран; и возносили они на нем всесожжения Г-споду, жертвы всесожжения по утрам и вечерам. И устроили они праздник Суккот, как написано, и (возносили) ежедневные жертвы по числу, (указанному) в законе, каждую – в свой день. А затем – всесожжение постоянное и в (начале каждого) месяца, и во все освященные праздники Г-сподни, и для всех, кто дает приношения Г-споду по воле своей» (Эзра 3:1-5).
Нам неизвестно, в каком месяце года первая группа возвращающихся под руководством Зерубавеля достигла границ Святой Земли. Однако можно понять, когда они приступили к возведению жертвенника. В первом стихе третьей главы упоминается начало седьмого месяца, месяца Тишрей, то есть Рош а-Шана, когда вернувшиеся из изгнания начали приносить корбан тамид – постоянную жертву, которую приносят ежедневно, утром и вечером. Предполагают комментаторы, что большинство еврейского населения заранее собралось в Иерусалим для того, чтобы начать строительство жертвенника.
К началу первого жертвоприношения смогли возвести только внешний жертвенник, и приступили к реализации этого служения в Храме еще до того, как был возведен сам Второй Храм.
Почему в первую очередь приступили к возведению жертвенника, а не здания Храма, и чем объясняется такая спешка?
Из второго стиха следует, что возведение жертвенника возглавлял коэн по имени Йешуа бен Йоцадак. В книге Эзры он всегда встречается под именем Йешуа, и он же был первым первосвященником после завершения возведения Второго Храма. В книге пророка Хагая он фигурирует под именем Йеошуа. Его отец, Йеоцадак, был последним первосвященником в Первом Храме, и был казнен по приказу Навухаднецара по дороге из земли Израиля в Вавилон.
Во всех местах, кроме этого имя коэна Йешуа располагается после Зерубавеля. Все это в соответствии с законом, гласящим, что царь предпочтительнее первосвященника, как сказано: «И сказал им царь: возьмите с собою рабов господина вашего и посадите Шломо, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гихону» (Млахим 1, 1:33). Из того, что царь Давид отдает указания первосвященнику Цадоку, учат мудрецы, что священники подчиняются приказам царя. Зерубавель был внуком Йеояхина, последнего царя Иудеи. Однако в начале третьей главы книги Эзры, в которой идет речь о возведении жертвенника, имя священника Йешуа расположено перед именем потомка царей, ведь здесь идет речь о жертвоприношениях, которые являются главной частью служения священников в Храме.
Они приступили к работе, чтобы восстановить корбан тамид – ежедневное жертвоприношение. Отмена именно этой жертвы олицетворяла собой начало разрушения Первого Храма. В книге Даниэля есть стих, который полон намеков, но комментаторы поясняют, что в нем говорится об отмене ежедневной жертвы незадолго до разрушения Первого Храма (Даниэль, 12:11-12): «А со времени упразднения ежедневной жертвы и установления мерзости безмолвной – тысяча двести девяносто дней. Хорош удел того, кто дождется и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней». Кроме того, в трактате Звахим (62а) говорится о трех пророках, поднявшихся в Землю Израиля из Вавилона вместе с вернувшимися из изгнания. Раши поясняет, что это были пророки Хагай, Захария и Малахи – три последних пророка в истории еврейского народа. Они рассказали, что по размерам жертвенник во Втором Храме не обязан быть точно таким же, как и в Первом Храме. Было также указано точное место жертвенника. Кроме того, они сказали, что разрешается приносить жертвы, даже когда само здание Храма еще не возведено.
В силу всех указанных факторов жертвенник был возведен раньше, чем здание Храма, и было восстановлено постоянное жертвоприношение.