Танах рассказывает — Книга Эзры — Эзра наказывает левитов

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1037

Среди вернувшихся в Землю Израиля количество коэнов сильно превышало количество левитов (хотя их соотношение в колене Леви как раз другое – левитов больше, чем коэнов). Это объяснялось низкой мотивацией левитов: с возвращением в Землю Израиля они, в отличие от коэнов (которым полагались дополнительные приношения), ничего не выигрывали. Огромное количество трудностей, с которыми столкнулись вернувшиеся, также сыграло немаловажную роль.

В Талмуде в нескольких местах (Ктубот, 26а, Хулин, 131а, Йевамот, 86б) встречается обсуждения наших мудрецов на тему постановления, которым Эзра наказал левитов. По мнению раби Йоханана (в трактате Йевамот), Эзра наказал левитов именно за то, что они не желали возвращаться из изгнания в Землю Израиля.  

Говорится в книге Нехемии (10:38-40): «И первую долю от теста нашего, и приношения наши, и плоды всех деревьев, вино молодое и свежее оливковое масло будем мы приносить в комнаты священников (коэнов), в дом Б-га нашего, а десятину с земли нашей – левитам; а они, левиты, брать будут десятину во всех городах, где мы трудимся. И священник, потомок Аарона, будет с левитами, когда левиты будут получать десятину. И будут левиты приносить десятину от десятины в дом Б-га нашего, в комнаты (приношений). Потому что сыны Израилевы и потомки Леви будут привозить в эти комнаты приношения зерна, молодого вина и свежего оливкового масла; и будут там сосудов храмовые и обслуживающие священники, и стражи ворот, и певцы. И не оставим мы дом Б-га нашего». В те дни (еще до постановления Эзры о левитах) уже существовало другое постановление, из которого следовало, что трума не дается коэнам в любом месте. Рядом с Храмом были построены лешахот – помещения, в которые все евреи должны были приносить отделяемые ими трумот, и уже там происходило распределение их между коэнами, совершающими служение в Храме.

Эзра вводит подобное постановление-штраф и по отношению к маасрот, и теперь только левиты, служащие в Храме, могут получать положенное. Доказательство того, что это постановление было реализовано и исполнялось, видно из еще одного места в книге Нехемии, где рассказывается об одном случае, произошедшем в Храме в его отсутствие (Нехемия, 13:4): «А ранее этого Эльяшив-священнослужитель, родственник Товии, расположился в одной из палат Храма Б-га нашего».

Товья, упомянутый в стихе, был неевреем, большим другом еще одного нееврея, Санвалата, который являлся пехой (наместником) над провинцией Шомрон. Он ненавидел евреев и прикладывал все усилия, чтобы не дать им возвести Храм. Дети Товии были женаты смешанными браками с детьми коэна Эльяшива. Что же сделал тот Эльяшив? «Приготовил для него (Товии) большую палату, куда раньше отдавали (хлебный) дар, ладан и (храмовые) сосуды, и десятину зерна, молодого вина и масла, которые предписано было (отдавать) левитам, и песнопевцам, и привратникам, и возношения для священнослужителей» (Нехемия, 13:5). Как только Нехемия, который также был пехой в Иудее и имел при себе отряд вооруженных персов, вернулся в Иерусалим, он тут же начинает строго наводить порядок (Нехемия, 13:8): «… и выбросил я все вещи дома Товии вон из той палаты, и велел очистить те палаты, и вернул я туда сосуды Храма Всесильного, (хлебный) дар и ладан».

Из приведенных отрывков, помимо истории о нечестивце Эльяшиве, видно, что постановление Эзры относительно левитов было реализовано в полной мере. 


http://www.beerot.ru/?p=18292