Танах рассказывает — Книга Эзры — Нехватка лидеров среди вернувшихся в Землю Израиля

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

996

Даниэль

Даниэль – один из лидеров народа Израиля в эпоху Вавилонского изгнания – поднялся в Землю Израиля. Так следует из мидраша на Шир а-Ширим. Из других мидрашей следует, что Даниэль покинул землю Израиля и вернулся в Персию.

В Мегилат Эстер рассказывается, что Мордехай появляется у царского дворца в мешковине, и Эстер, увидев это, пытается передать ему нормальные одежды. Она делает это через своего слугу Атаха: «И позвала Эстер Атаха, (одного) из слуг царя, которого он приставил к ней, и приказала ему узнать у Мордехая, что это (значит) и отчего это» (Эстер, 4:5). Говорится в мидраше «Эстер Раба» (8:4), что Атах – это и есть Даниэль. Правда, едва появившись, его имя тут же пропадает, потому что его убивает Аман. Но сейчас нас интересует не ситуация, сложившаяся в дни Пурима, а то, что еще один лидер народа Израиля, поднявшись в Святую Землю, так же как и Мордехай, был вынужден вернуться в Персию.

Зерубавель – он же Нехемья

Много мнений высказывают наши мудрецы по вопросу, был ли Зерубавель и Нехемья одним и тем же человеком. Раши – один из тех, кто придерживается мнения, что имеется в виду один человек, и он приводит ряд доказательств своего мнения.

Сказано в книге пророка Зехарии (3:8): «Слушай, прошу, Йеошуа, священник великий, ты и друзья твои, сидящие пред тобой, – ведь люди (достойные) чуда они, ибо вот, Я привожу раба Моего Цемаха». Поясняет Раши: «”вот Я привожу раба Моего Цемаха” – потому что Зерубавель, управляющий Иудеей, не может оказать влияние на царя Персии. Поэтому Я возвеличу его, и обретет он милость в глазах царя, чтобы получить разрешение на завершение строительства Храма и города. И об этом сказано в книге Нехемии: “Слова Нехемии сына Хакальи” – он же Зерубавель». Раши придерживается мнения, что Зерубавель – это Нехемья.

О чем рассказывает Раши в вышеприведенном отрывке? Зерубавель возглавлял первую волну репатриации из Вавилонского изгнания в Святую Землю. Самой мелкой единицей административного деления Персидской империи была пахва (провинция, область), а во главе ее стоял пеха. Существовали пахват Ливан, пахват Сирия, пахват Шомрон и пахват Йеуда. Зерубавель имел статус пехи, который пусть и наделял его некоторыми полномочиями, однако не позволял решать такие вопросы, как возобновление приостановленного строительства Храма или возведение крепостных стен вокруг Иерусалима. Это и говорит Раши. Стих называет Зерубавеля Цемахом, потому что он еще слаб, как росток (цемах), и ему еще нужно расти. Однако в другом пророчестве Зехарии имеются изменения, которые Раши также не оставляет без внимания.

«И возьмешь серебро и золото, и сделаешь венцы, и возложишь на голову Йешуа, сына Йеоцедака, священника великого. И скажешь ему так: так сказал Г-сподь Воинств, говоря: вот человек, Цемах – имя его, и из места своего произрастет он, и построит он Храм Г‑спода» (Захарья, 6:11-12). Поясняет Раши: Цемах – это Зерубавель, величие и положение которого произрастало постепенно. И есть поясняющие, что под именем Цемах подразумевается Машиах, но все же в стихе говорится о временах Второго Храма.

Зерубавель начал строительство Второго Храма и после перерыва завершил его. Но даже после этого, пока не были возведены крепостные стены вокруг Иерусалима, многие опасности угрожали жизни евреев и функционированию Храма. Зерубавель осознавал это, но решить эти проблемы его тогдашнее положение не позволяло. Поэтому он оставляет Святую Землю, возвращается в Персию и прикладывает все усилия, чтобы стать приближенным царя Дарьявеша. Он достигает цели, став виночерпием царя (дегустатором вина на случай подмешанного яда). И уже с позиции приближенного царя Дарьявеша он добивается цели и получает разрешение на возведение стен вокруг Иерусалима. История роста влияния Зерубавеля-Нехемии похожа на жизнь ростка, начинающего свой путь в земле и медленно тянущегося вверх, к солнечным лучам, за что и называет его пророк Зехария Цемахом, то есть ростком.

На основании приведенных выше источников вырисовывается серьезная проблема (в дополнение ко многим другим, которые были в том поколении): отсутствие среди еврейского населения земли Израиля лидеров: Мордехая и Даниэля, Зерубавеля-Нехемии и Эзры.


http://www.beerot.ru/?p=17372