Танах рассказывает — Эзра — Отсутствие лидеров среди вернувшихся

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

979

Среди прочих проблем, которые были у первых вернувшихся из Вавилонского изгнания, одна явно выделялась на фоне других. Среди вернувшихся недоставало лидеров народа Израиля, которые в силу разных причин не присутствовали или присутствовали, но не имели возможности действовать в полную силу во время возвращения. А когда нет лидеров, на которых будут равняться простые люди, сложно ожидать от широких масс энтузиазма.

В начале второй главы книги Эзры, где перечисляются имена евреев, поднявшихся с Зерубавелем в Иудею, находим имя Мордехая Бильшана: «А это сыны этой страны, возвратившиеся из плена в изгнании, которых изгнал в Вавилон Невухаднецар, царь Вавилонский. И возвратились они в Иерусалим и страну Йеуды – каждый в свой город, которые пришли с Зерубавелем, Йешуа, Нехемьей, Сраей, Реэлаей, Мордехаем Бильшаном…» (Эзра 2:1-2).

Кто был этот Бильшан? В трактате Мегила (16б) говорится, что Мордехай, упомянутый в книге Эзры – это тот же Мордехай, которого мы хорошо знаем по событиям, описанным в Мегилат Эстер. Но ведь возвращение в землю Израиля началось при царе Кореше, а события, связанные с праздником Пурим, были намного позже, уже при царе Ахашвероше? Поясняет Раши: когда Зерубавель поднялся в Иудею, Мордехай поднялся вместе с его группой. Поэтому его имя фигурирует в этом перечислении. Важный для нас момент – в книге Эзры Мордехай упомянут пятым по счету. Но есть еще один список – в книге Нехемьи, где также встречается имя Мордехая, но только уже шестым в списке: «Это – сыны этой страны, возвратившиеся из плена в изгнании … пришедшие со Зерубавелем, Йешуа, Нехемьей, Азарьей, Раамьей, Нахамани, Мордехаем Бильшаном…» (Нехемья 7:6,7). Говорит Раши, что временная разница между этими волнами репатриации составляет двадцать четыре года, а изменившееся место в списке лидеров народа объясняется тем, что Мордехай после возвращения в землю Израиля, был вынужден снова вернуться в Персию.

Строительство Второго Храма было заморожено практически сразу после того, как началось, из-за лживых наветов местного нееврейского населения. Для того чтобы ходатайствовать перед властями о возобновлении строительства, Мордехай был послан обратно в Персию.

Как хорошо известно, Мордехаю пришлось потрудиться не только над получением разрешения на продолжение строительства, но и над спасением жизни всех евреев. На это он был вынужден тратить много времени. При этом он не мог полноценно заниматься изучением Торы, что замедляло его духовный рост. Это и стало причиной потери одной позиции в списке ведущих мудрецов Торы. К этому факту мы еще вернемся, но главное, что мы видим из слов Раши – что Мордехай, не успев приехать в землю Израиля, практически сразу же покинул и без того немногочисленную группу вернувшихся евреев, что безусловно, не добавляло оптимизма переселенцам.

Есть также еще один лидер, а точнее, главный руководитель народа Израиля, о котором говорится, что если бы он жил во времена выхода из Египта, то именно он занимал бы место Аарона. Также есть мнение, что он же был последним пророком в истории народа Израиля – пророком Малахи. Хорошо известно, что он был главной движущей силой на протяжении всего периода, называемого Возвращением в Цион. Конечно же, речь идет об Эзре.

Говорится в трактате Мегила (16б): «Изучение Торы важнее, чем строительство Храма, потому что все то время, пока Барух бен Нерия был жив, Эзра не покидал его, оставаясь в Персии». Вся эта история более подробно описана в мидраше «Шир а-Ширим Раба» (5). Там говорится, что в то время Даниэль и его соратники поднялись в землю Израиля. Сказали: «Лучше нам есть трапезы земли Израиля и благословлять на землю Израиля». Эзра и его соратники тогда не поднялись в землю Израиля. Почему же великий Эзра поступил так? Потому что остался изучать Тору у своего учителя Баруха бен Нерии, который был учеником пророка Ирмияу. Тогда пусть бы Барух бен Нерия также поднялся бы в Святую Землю! Отвечает мидраш, что он был настолько слаб, что не смог бы выдержать дороги, даже если бы его несли в паланкине.

Поясняют мудрецы, что Эзра сделал простой расчет. Поскольку он является следующим звеном в цепи ответственных за передачу Торы из поколения в поколение, он должен получить как можно больше знаний. Ведь если он не сделает этого, то часть драгоценных знаний просто будет утеряна навсегда. Поэтому и говорят мудрецы, что изучение Торы важнее, чем строительство Храма, ведь когда Эзра смог подняться в землю Израиля, Второй Храм уже был отстроен и функционировал.

Эти замечательные слова наших мудрецов мы привели здесь также для того, чтобы показать, что еще один, самый важный в ту эпоху лидер народа Израиля отсутствовал в первой группе возвращающихся в Цион.


http://www.beerot.ru/?p=16860