Малые среди овец

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

775
малые среди овец

«А Тимна была наложницей у Элифаза» (Берешит, 36:12)

Говорят наши мудрецы в трактате Санедрин (99б), что Тимна, мать Амалека, происходила из династии великих царей. Тимна не раз представала перед судами Авраама и Ицхака с целью пройти гиюр, однако каждый раз получала отказ.

У каждого, кто знаком с описанием жизни Авраама, обязательно должен возникнуть вопрос о причине такого отношения к Тимне. Ведь сказано об Аврааме в главе Лех Леха: «И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все достояние, которое они приобрели, и души, которые они приобрели в Харане; и вышли, чтобы идти в землю Кнаанскую; и пришли в землю Кнаанскую» (Берешит, 12:5). Поясняет Раши, что под душами, приобретенными в Харане, понимаются те люди, которых Авраам с Сарой приблизили ко Всевышнему (сделали им гиюр). Хорошо известно, что распространение учения о Творце и приближение людей к Его святости являлось главной задачей Авраама.

Но вот приходит Тимна, дочь царственного рода, и просит, чтобы ей, как и тысячам других людей, было позволено пройти гиюр. Неожиданно для всех, ей отвечают отказом. Но желание приобщиться к святости Творца и породниться с потомками Авраама было настолько велико, что Тимна не собиралась отступать. Сказала она: «Лучше быть рабыней у этого народа, чем быть царской дочерью в другом народе». И что она сделала? Отправилась к еще одному отпрыску Авраама, Элифазу, сыну Эсава, и стала его наложницей. И в результате этого брака на свет появился Амалек.

«Малые из овец»

Когда народ Израиля впервые сталкивается с Амалеком, то на войну против него посылается Йеошуа. Но почему сам Моше не возглавил армию? Поясняют наши мудрецы, что существовала традиция, по которой потомкам Эсава должны противостоять потомки Рахели. Сегодня мы знаем об этом из слов пророка: «Поэтому слушайте решение Г-сподне, которое принял Он об Эдоме, и замыслы Его, что задумал Он о жителях Теймана: истинно, что самые малые из овец поволокут их и опустошат жилища их» (Ирмияу, 49:20). Под «малыми (молодыми) овцами» имеются в виду потомки Йосефа и Биньямина. И каждый раз, когда возникала необходимость противостояния с Амалеком, именно их отпрыски приступали к действиям. Йеошуа происходил от Эфраима, сына Йосефа. Царь Шауль и Мордехай происходили из колена Биньямина.

Но почему пророк зовет Йосефа и Биньямина «малыми овцами»? Только ли потому, что они были младшими среди сыновей Яакова?

Мудрецы проводят сравнением между Йосефом и Эсавом. Об Эсаве сказано, что он мал: «Вот, малым сделал Я тебя среди народов, презираем ты весьма…» (Овадья, 1:2), и о Йосефе сказано, что он юн: «Пас с братьями своими мелкий скот, будучи отроком…» (Берешит, 37:2). Эсав рос среди двух праведников (Авраама и Ицхака) и ничему у них не научился, а Йосеф жил среди двух нечестивцев (фараона и Потифара), но не перенял от них ничего плохого. Йосеф убегал от греха, а Эсав стремился к греху. [Йосеф шел перед Рахелью, чтобы оградить ее от нечестивца Эсава.] Йосеф боялся Б-га: «И сказал им Йосеф… Б-га я боюсь» (Берешит, 42:18), а Эйсав был безбожником.

Когда Моше назначил Йеошуа воевать с Амалеком, то сказал ему: «Выбери нам мужей и пойди сразись с Амалеком…». Моше не сказал: «выбери себе», или «выбери мне». Моше о6ращается к Йеошуа как к равному участнику предстоящих событий. А мудрецы выучили отсюда важное правило: «Да будет почет твоего ближнего так же важен в твоих глазах, как будто бы это твой собственный почет» (Авот, 2:10).

Каким особым качеством отличался Йеошуа, благодаря чему он стал преемником Моше?

Сказано: «…а служитель его, Йеошуа, сын Нуна, юноша, не отлучался от шатра» (Шмот, 33:11). Но какой же из Йеошуа юноша, если на тот момент он был в возрасте пятидесяти шести лет? Поясняет «Сфат Эмет», что понятие «юноша» (наар) не всегда обозначает возраст. Наар – это человек, обладающий способностью постоянного обновления. Йеошуа достиг уже достаточно зрелого возраста, однако он все еще продолжает перенимать знания от своего учителя. И это не случайно, ведь наар Йеошуа происходит от наара Эфраима, как благословил его Яаков: «Ангел, избавивший меня от всякого зла, да благословит отроков (неарим) этих…» (Берешит, 48:16). Ну и сам благословляющий благословен, как сказано о Яакове: «Ибо отрок (наар) Израиль, и полюбил Я его…» (Ошеа, 11:1).

Скромность и приниженность духа, позволяющие воспринять и принять мнение другого, являются характерной чертой всех потомков Рахели. И именно благодаря обладанию этим качествам на войну с Амалеком всегда посылались ее сыновья.

Тимна не смогла принизить себя

Тимна хотела пройти гиюр, но ее отвергли. Поясняет Маараль из Праги: Авраам и Ицхак отвергли Тимну, опасаясь, что из-за царского происхождения она не будет способна смириться с новым положением в необходимой мере. Они смогли увидеть, что Тимна, происходившая из династии важных царей Востока, пришла пройти гиюр, не отказываясь от царских почестей. А ведь и Авраам, и Ицхак, и Яаков всю жизнь принижали себя перед Творцом. Все свою жизнь они работали над подавлением собственного «я» перед величием Всевышнего.

И посмотрите на прямо противоположный пример Рут. Она также «пришла издалека», и также принадлежала к роду Моавский царей. Но как многого она добилась! Стала родоначальницей династии царей Израиля и праматерью рода Машиаха. И это все в том числе благодаря тому, что не побоялась утратить то многое, что было у нее.

Сущность Амалека – это презрение всего святого, в основе чего заложена чрезмерная гордыня. И это качество он получил в наследство от деда, от Эсава, который когда-то презрел первенство. Да и Аман ничем не отличался от предков: «И показалось ему презренным наложить руку на одного (только) Мордехая…» (Эстер, 3:1). Сказал Всевышний: «Презренный, сын презренного, конец твой будет не лучше, чем был конец твоих пращуров».

Сказано в Мишлей: «Высокомерие человека унижает его, а смиренный духом стяжает честь» (Мишлей, 29:23). «Высокомерие человека унижает его» – это Амалек, «смиренный духом стяжает честь» – это Йеошуа.

Наши праотцы всегда знали, что причиной попрания всего святого является гордыня. А против этого есть лишь один «рецепт» – приниженность духа. Поэтому на бой с Амалеком всегда выходили именно «малые овцы», из потомков Рахели.


http://www.beerot.ru/?p=45831