Танах рассказывает — Ханука — Два разных вида чудес

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1395
2 вида чудес

Два разных вида чудес Хануки

Если посмотреть на то, что произошло с нашими предками во время Хануки, то, с одной стороны, мы увидим вереницу чудес, произошедших во время войны. А с другой стороны –  чудо кувшинчика с маслом, которого хватило на восемь дней вместо одного. И это второе чудо стоит особняком, и о нем говорят не меньше, чем о победах в войне.

Зададим несколько вопросов.

1. Что является более важным: чудеса в войнах или с чудо с маслом?

На первый взгляд, чудеса великих побед выглядят более важными. Ведь без них сегодня у нас не было бы ни обрезания, ни Шаббата, ни Торы. В то же время если бы не было чуда с кувшином масла, то всего одна заповедь (зажигание меноры в Храме) была бы лишь отодвинута на одну неделю (до получения чистого оливкового масла). Поэтому логично предположить, что победы в войнах и чудеса, их сопровождавшие, важнее, чем одно чудо с кувшином масла, ведь они принесли намного больше пользы.

Однако что мы видим? Что праздник Ханука был установлен мудрецами именно из-за горения меноры восемь дней вместо одного!

2. Второй вопрос. После зажигания ханукальных свечей мы произносим такие слова: «Эти свечи мы зажигаем в память о чудесах, и об избавлениях, и о войнах, которые сделал Ты нашим отцам в те дни, в это время». Но ведь если мы сказали, что праздник Ханука был установлен в память о чуде с маслом, то было бы правильно произносить другой текст. Например: «Эти свечи мы зажигает в память о чуде с маслом».

3. Третий вопрос. В заповеди зажигания свечей Хануки есть множество нюансов, отсутствие которых сводит на нет ее исполнение. Кроме того, есть странный момент, не встречающийся ни в какой другой заповеди: пирсумей ниса (провозглашение чуда). Буквально все аспекты – когда зажигать, где зажигать, сколько зажигать – связаны с пирсумей ниса. Почему?

Греческое затмение

Несмотря на то, что римляне пролили намного больше еврейской крови, все же именно о Греции сказано, что от их постановлений было «темно в глазах Израиля». Что подразумевают наши мудрецы под греческой тьмой? Это не просто аллегорическое описание обилия бед и несчастий, которые пережили евреи под властью греков. Под тьмой нужно понимать отсутствие света, когда над народом Израиля нависла не физическая угроза, а угроза духовная.

Греки достигли многого в познании материального мира (однако в наших источниках приводится, что всю мудрость греки почерпнули из книг царя Шломо, которые попали в Вавилон вместе с изгнанными туда евреями, а после достались грекам, покорившим Вавилон.)

Приводят от имени Виленского Гаона, что там, где заканчивается вершина познаний греческих философов, только начинается кабала рава Моше Кордоверо, а там где заканчивается кабала рава Моше, там только начинается кабала Аризаля.

Греки, благодаря своим достижениям, настолько раздули в себе человеческую гордыню, что стали утверждать о невозможности существования того, что нельзя ощутить внешними органами восприятия человека. Все основные понятия иудаизма: вера, будущий мир, награда за выполнение заповедей и наказание за их нарушение, – всего этого, как утверждали греки, просто не существует. Нельзя потрогать – значит, нет. Рамбан поясняет всю сущность греческой идеологии: «И мы обязаны заткнуть рот “мудрецов” материального мира, устремляющихся за учением того грека (Аристотеля), который в дерзости своей, вместе с такими же учениками-нечестивцами, позволяли себе утверждать, что все, что невозможно понять разумом – просто не существует» (Ахарей Мот, 6:18).

Теперь нам нужно победить греков. Как это сделать? Допустим, мы сможем победить их армию. Но это еще не станет победой над греческой тьмой. Для этого мы должны победить их идеологически, победить их культуру и философию. Как это можно сделать? Доказать, что есть нечто большее, чем ограниченный разум человека, насколько бы он ни был развит.

Чудо вне рамок природы

Представим человека, побеждающего мечом тысячу воинов. Конечно, такое событие – это чудо, и чудо не простое, ведь это произошло вопреки всем возможным прогнозам и расчетам. Однако это чудо все еще находится в рамках природы, чего не скажешь о египетских казнях, когда, например, вода в Ниле превратилась в кровь. Такое чудо сильно отличается и выделяется, потому что совершенно выходит за рамки природных явлений.

Поэтому победа Маккавеев над греками хоть и была переломным моментом, но все же не окончательной победой над тьмой. Чудесных успехов в войнах оружия недостаточно для провозглашения победы в войне идей. Именно поэтому Всевышний сотворил чудо с маслом – ознаменовать тотальную победу не только над властью греков, но, прежде всего, победу над их идеями. Теперь пусть Аристотель вместе со всеми философами объяснит, как с точки зрения науки масло горит восемь дней, в то время, как его могло хватить лишь на сутки! Значит, есть Кто-то еще, находящийся выше законов природы и, более того, Он может вмешиваться в них и изменять.

Поэтому Маараль из Праги говорит, что чудо с маслом, как прожектор, освещает своим светом чудеса победы в войне, чтобы никто не мог даже подумать о «решительности еврейских героев», но чтобы было ясно, что за всем этим стоял только Всевышний.

Этим объясняются все вопросы, приведенные в начале. Пусть важнее и ощутимее выглядят победы в войне с греками, однако окончательной победой над ними является именно чудо с маслом, сводящее на нет всю культуру и идеологию Греции. Поэтому наши мудрецы установили праздник Хануки именно в память о чуде с маслом, и поэтому после зажигания ханукальных свечей мы произносим молитву, из которой следует, что именно чудо с маленьким кувшинчиком масла раскрывает нам сущность и отличие чудес, которые произошли с нашими праотцами более двух тысяч лет назад.


http://www.beerot.ru/?p=8672