Диврей Йоэль — Шавуот

Дата: | Автор материала: Рав Йоэль Тейтельбойм из Сатмара

1400

«И воззвал к Моше, и говорил Г-сподь с ним из Шатра откровения» (Ваикра 1:1). Не указано, кто обратился к нему, следовало бы сказать: «И воззвал Г-сподь…»

Далее, Мидраш Раба в начале главы Ваикра цитирует Теилим (103): «Благословите Г‑спода, ангелы его, могучие силой, исполняющие Его слово, чтобы слушаться голоса Его», и поясняет: это сказано о народе Израиля, который, стоя перед горой Синай, провозгласил: «Наасе ве-нишма! Все, что повелел Г-сподь, сделаем и выслушаем». Тем самым они обязались исполнять волю Творца даже прежде, чем узнали, в чем она заключается. Однако Мидраш требует объяснения: как это связано с нашей главой, где речь идет о жертвоприношениях.

В святых книгах сказано, что перед исполнением каждой мицвы человек должен задуматься о ее важности и глубине ее скрытого содержания. Благодаря этим мыслям воодушевится его сердце, и пробудится в нем сильное стремление выполнить заповедь в совершенстве, как должно. Такой подход предпочтителен, однако не все времена одинаковы (раз на раз не приходится), порой человек не удостаивается такого пробуждения разума перед исполнением заповеди. Даже в такие периоды он обязан совершить предписанное – пусть даже как заученные действия, без вдохновения. Исполнив заповедь, он почувствует, что горит в нем воодушевление и желание выполнять мицвот с должным настроем и побуждением к действию. Такова особая сила заповедей – пробуждать в человеке стремление к ним.

Так можно объяснить то, что евреи приняли на себя исполнять волю Творца (наасе ве-нишма – сделаем и выслушаем) в час, когда не пробудилось еще в их сердцах стремление к мицвот. Они приняли на себя перебороть дурное начало и исполнить заповедь – пусть даже лишь в рамках «исполнения», без «услышания» – размышления и воодушевления. И в заслугу исполнения возгорятся в их душах искры любви и стремления к заповедям Творца и к совершению их с предварительным настроем и сосредоточенностью. В заслугу «делания» удостоимся «слышать», что также означает «понять», и пробудится сердце к исполнению повелений Творца всей душой, с желанием и наслаждением.

Так можно объяснить слова «Тана ди-вей Элияу» (17): «Когда сыны Израиля сказали: ”Сделаем и послушаем“ (Шмот, 24:7), Всевышний тотчас повелел им собрать приношение для Мишкана [это смежные отрывки в Торе]». Повеление начинается со слов: «Пусть возьмут приношение» (Шмот, 25:2), что подразумевает также принудительный порядок взимания приношений, если потребуется. Мишна (Шкалим, 1) говорит, что брали в залог имущество с целью вынудить человека пожертвовать ежегодную половину шекеля на Храм. Как же это согласуется с продолжением того же повеления: «…от каждого, кого побудит сердце»? Но в свете вышесказанного все согласуется: Тора повелевает взять приношение даже принудительно – у тех, кто не расположен дать приношение, заслуга заповеди, даже исполненной «из-под палки», породит чистоту сердца и пробудит искреннее стремление к мицвот. «Пусть возьмут приношение» – благодаря этому действию человек достигнет «побуждения сердца». Евреи сказали: «Сделаем», даже в моменты, когда нет в сердце воодушевления к служению, подчиним дурное начало, чтобы исполнить повеление Царя – за счет этого удостоимся «слышать», исполнять заповеди охотно и с готовностью. Тотчас сказал Всевышний: «Возьмите приношение…» – даже выполненная принудительно, заповедь подействует на вас благотворно, и «сотворит вам Г-сподь чистое сердце, подходящий дух (руах: настрой, устремление) обновит в вас» (см. Теилим, 51:12). [Для пояснения понятия руах приведем комментарий Виленского Гаона на Мишлей (1:23): «Вслед за каждым поступком человека ему с Небес посылается руах, побуждающий его совершать еще подобные вещи. Этот дух в человеке не спокоен и не умолкает, пока тот не повторит содеянного, и от этого он получает удовольствие и успокоение (нахат руах). Это верно и в отношении мицвот, и в отношении грехов, и об этом сказано (Авот, 4:2): «Исполнение заповеди влечет за собой еще заповедь, а грех приводит к греху»]

И теперь поясним приведенный выше мидраш, связывающий принцип «сделаем и послушаем» с главой о жертвоприношениях. Цель многих жертв – очищение от греха, и не приношение главное, а раскаяние: чтобы грешник осознал, что бунтовал против Царя царей, Святого, благословен Он; чтобы раскаялся в грехе, отделяющем его от его Творца и отупляющем его сердце, из-за чего он не чувствует стремления и тяги к заповедям. И когда вернется к Творцу и раскается, достигнет чистоты сердца и ясности мысли, и его руки и сердце будут верно служить Б-гу – в ясности мышления и в чистом душевном настрое. Нелегко раскаявшемуся и вернувшемуся приобрести душевную цельность и достичь этого уровня служения. Поэтому сначала ему следует приумножить мицвот, даже без пробуждения души и стремления, и за счет этого ниспошлет ему Творец пробуждение чувства для исполнения заповедей полноценно.

На этот совет намекает мидраш. Так же, как сыны Израиля с самого начала приняли на себя исполнение заповедей даже без настроения, и благодаря этому они удостоятся «слышать», чувствовать и вдохновляться заповедями, так вернувшийся к Творцу пусть принесет жертву, даже не испытывая стремления к этому, и удостоится пробуждения души и тяги к мицвот.

Все это верно в отношении народа в целом, но Моше Рабейну, в котором обитал Дух Творца, и Его слово было на языке Моше – всегда его пробуждение предшествовало призыву и побуждению Свыше. На это намекают первые слова главы «И воззвал» без указания взывающего. Потому что еще прежде, чем Всевышний обращался к Моше, тот готовил себя – свое желание и мысль – воспринять слова Творца. Выходит, что это обращение было следствием его (Моше) пробуждения: подготовка, стремление, порыв его сердца повлекли за собой «пробуждение Свыше» – в заслугу Моше.

Перевод – рав Ш. Скаржинский, подбор материала – рав И. Д. Фалик


http://www.beerot.ru/?p=14858