Цель сотворения человека и его существования в этом мире – достигнуть близости к Творцу и наслаждаться светом Его Шехины. Человек удостаивается этого в силу «одеяний» души, называемых «дни» («Зоар», 1, 224а), как сказано: «Авраам состарился, пришел с днями [это дословный перевод слов ба бе-ямим; простой их смысл: достиг преклонного возраста]». А если [в служении Всевышнему] одного дня не хватает, «одеяния» получаются неполными.
Чтобы разобраться в этом, нужно учесть, что у души есть десять базовых черт, соответственно десяти Сфирот. Каждый атрибут может проявляться сильнее или слабее, и, таким образом, все шестьсот тысяч душ обладают своей уникальностью. Но эти черты души являются свойствами творения, они не могут сами по себе прилепиться к Творцу и наслаждаться светом Его Шехины. Для этого душе нужны «одеяния» из Торы и заповедей. И хотя заповеди тоже материальны – шерстяные цицит, кожаные тфилин – все же они более возвышенны, подобно ману, «росе света», который материализовался до такой степени, что его толкли в ступке.
Еще пример: Моше не мог подняться на гору Синай иначе, как в облаке; так и душа не может приблизиться к Шехине иначе, нежели с помощью «одеяний». Они могут быть из разряда действий или мысли и речи. Поэтому надо изучать внутреннее содержание заповедей, чтобы исполнить их во всей полноте: в мыслях, речью и действием. А иначе душа не сможет наслаждаться светом Шехины, и придется вновь прийти в этот мир, чтобы дополнить недостающие «одеяния».
Молитва в этом отношении подобна душе, она тоже – «творение», поэтому в Писании она называется «душой»: «Изолью пред Г-сподом душу…». И без молитвы нет у изучения Торы и исполнения заповедей должной высоты. Учеба и заповеди «притягивают сверху вниз», а молитва «поднимает вверх». «Зоар» говорит, что «молитва – это лестница между Небом и землей, ангелы – силы души – поднимаются и спускаются за счет любви и трепета, свойств души». Известно, что тот, кто читает «Шма» без тфилин, как бы лжесвидетельствует – потому что свойства любви и трепета (предельно четко отраженные в тексте «Шма») должны быть приложены к тфилину, а если нет заповеди, нечего возвышать посредством молитвы. Поэтому сказали мудрецы (Брахот, 21а): «Хорошо бы человек молился целый день!», но при этом «Тора равновесна всем остальным заповедям», и Торой нужно заниматься весь день. И оба эти изречения – истина, что можно понять, исходя из вышесказанного.
Перевод – рав Ш. Скаржинский