Неот а-Деше
— Шаббат и будни

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Бурнштейн из Сохачева

1643

«Шесть дней трудись, а в день седьмой прекрати работу, пахоту и жатву – прекрати» (Шмот, 34:21).

Раши приводит слова Мехильты: «Закон Шаббата не изменяется и в седьмой год. Чтобы ты не сказал: раз весь год – субботний, в течение него не соблюдается Шаббат». (Простое объяснение слов Мехильты: сопряженность заповеди Шаббата с повелением прекратить пахоту и жатву указывает на то, что, даже когда запрещено пахать и сеять, в Шаббат запрещена вся работа. Прим. редактора.)

Это не совсем понятно, ведь запрет на работу в Шаббат намного шире и строже, чем запрет на обработку земли в субботний год. Так как же может рассматриваться возможность отменить Шаббат из-за субботнего года?! Ведь правило гласит: «Двести включают в себя сто», но не «сто включают в себя двести»!

Видится, что ответ в следующем. Везде в Торе повеление о Шаббате предваряется упоминанием шести дней труда. Это указывает на особое свойство субботы, в котором она подобна Грядущему миру: невозможно удостоиться ее в полной мере, без того чтобы стряхнуть с себя бремя будничных работ и заботы о пропитании, снять ярмо «многочисленных счетов», которыми занимаются люди. По мере этого человек удостаивается святости Шаббата. Таков и Грядущий мир: в виду его возвышенности невозможно удостоиться его, кроме как отдаляясь от аспектов этого мира. Об этом говорит Мидраш (Бемидбар Раба, 19, 1): «Кто выведет чистое из нечистого – [разве] не Единый?!» (Ийов, 14:4). Примеры этому: …Грядущий мир из этого». Мой отец и наставник говорил от имени своего учителя, адмора из Гур (автора «Хидушей а-Рим»), благословенна память святых праведников: ради того, чтобы мы отдалились от этого мира, от нечистого, и объяснял это, как мы привели выше. Подобное сказано в Зоаре: по мере того, как человек устраняется от внешнего (пустого), приходит ему на смену внутреннее содержание, как сказано (Шмот, 2:15): «И убежал Моше от фараона… и сел возле колодца», – тем, что убежал от фараона, удостоился приобщения к святости и высшей мудрости (на которую указывает понятие «колодец» – источник и запас воды). А там, где, допустим, нет отдаления от материального, нет возможности удостоиться Грядущего мира.

Подобно этому – Шаббат: если бы не было будней, не было бы за счет чего удостоиться субботней святости, поэтому упоминание шести дней труда предваряет заповедь о Шаббате. Исходя из этого, поймем, с Б-жьей помощью, приведеннные выше слова Мехильты: хоть в субботний год из-за запрета на обработку земли и нет стопроцентных будней, все же этот уровень отрешения от материального не достаточен для достижения святости Шаббата. И необходима суббота каждую неделю, поэтому Тора отдельно предостерегает о соблюдении Шаббата в субботний год.

* * *

Мидраш (Ваикра Раба, 3, 1) трактует отрывок из Коэлет (4:6): «Лучше ложка [в] спокойствии, чем полная (миммело) горсть [в] тяготах и смятении духа» следующим образом: «Ложка спокойствия – это Шаббат, горсть тягот – будни, но – «смятение духа» (реут руах): желание (реутей – арам.) человека направлено на работу. Вот доказательство: евреи будут избавлены только в заслугу соблюдения Шаббата, как сказано (Йешаяу, 30:15): «Отдыхом и покоем будут спасены».

Следует понять: что хотел сказать этим царь Шломо, разве не ясно, что субботний покой лучше будничных забот? Что значит «желание человека направлено на работу»? И как это доказывается из того, что избавление приходит в заслугу Шаббата?

Объясним это так. В шесть рабочих дней труд человека основан на 39 работах (запрещенных в субботу). И его задача – путем честного труда очистить разбросанные в материальном мире частицы святости (известное понятие «288 искр»). И тем, что он побуждает доброе начало восстать против дурного, его труд в подчинении своих телесных побуждений помогает эти частицы добра выделить из смеси со злом. Но в Шаббат работа борер – отбор – запрещена, это не время «подбирания искр». В Шаббат все собранные частицы святости возносятся, чтобы приобщиться к своему источнику вместе со всеми мирами, возносящимися в этот день к своему корню.

Так и каждый человек в отдельности, сообразно его работе в течение недели, получает меру святости с наступлением Шаббата – не больше и не меньше. Это то, что сказали мудрецы (Авода Зара, 3а): «Тот, кто трудился в канун Шаббата, будет есть в Шаббат».

Таково и объяснение слов Йешаяу (9:1): «Народ, ходящий в темноте, увидел великий свет; обитателям (дословно – сидящим) стран мрака забрезжил свет». Темнота будней не лишает человека возможности ходить, он преодолевает препятствия и идет работать. Приходит суббота, и люди видят ее свет. Но тот, кого различные препятствия лишают возможности идти, остается «сидящим в стране мрака», в Шаббат он удостаивается лишь мерцания, но не великого света.

В свете этого царь Шломо поведал нам великую вещь! «Хороша ложка покоя», Шаббат,за счет (частица ми- может означать «чем» или «из», «благодаря») «горсти тягот»: все благо субботнего дня произрастает из наработанного за шесть дней работы. Если же он сидел сложа руки и не занимался «выверением» доброго из смеси с дурным, свет субботы не откроется ему в полноте величия, а лишь как отблески, мерцание. Но: требуется реут руах, что, по словам Мидраша, означает «желание сердца» – человек должен заниматься «отбором» частиц добра охотно, а не «тыльной стороной руки», без интереса и участия. Вкладывая душу в будничную работу, человек удостаивается субботнего покоя и блаженства. Поэтому, хоть в Шаббат и не происходит «отбор искр», но сам этот день – цель всего «отбора» в будни. Рав из Ляд, благословенна память праведника, объяснял это на примере человека, купившего какую-либо вещь: он сначала платит, потом относит ее к себе домой. Принесение покупки в дом – это и есть Шаббат, когда все миры возвращаются к их корню, и так же каждый человек в отдельности, по мере наработанного, приобретает в этот день покой и блаженство – цель работы.

И этим заканчивается приведенный Мидраш: подтверждение – то, что только в заслугу Шаббата евреи спасутся. Ведь избавление обусловлено завершением «отбора искр», как известно, а в Шаббат этого не происходит – и, тем не менее, избавление приходит благодаря Шаббату. Это значит, что цель «отбора» – Шаббат, и в этот день он завершается.

Продолжение следует…

Перевод рав Ш. Скаржинский, подбор материала – рав И. Д. Фалик.


http://www.beerot.ru/?p=13685