Нетивот Шалом. Тора – Эликсир жизни — Наслаждение светом Всевышнего

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Ноах Березовский

1478

Учили мудрецы: «”И положите эти слова на ваши сердца и на ваши души…”, “положите” (שמתם) – эликсир цельный סם תם)). На что это похоже? На человека, который ударил своего сына и нанес ему рану, а затем положил на нее повязку, сказав: “Сын мой! Все то время, что компресс находится на твоей ране, кушай все, что ты хочешь, пей все, что хочешь, мойся как в горячей, так и в холодной воде, и не бойся…” Так сказал Всевышний, благословен Он: “Сыновья мои, Я сотворил дурное начало (йецер а-ра), и Я сотворил для него Тору, как приправу (излечение). Если вы занимаетесь Торой, вы не попадаете в его руки» (Кидушин, 30б).

Можно объяснить это высказывание мудрецов таким образом: человек, ищущий близости Творца, страдает от плохих свойств своего характера, как например, зависть, ненависть, вожделение, жажда почестей, гнев и т. д. Но еще больше страдает он от внутренней борьбы с самим собой. В Гемаре приводится аллегория на примере неумеренной еды и питья, которое реально не вредит, но постепенно расшатывает и подрывает здоровье человека. Однако еще тяжелее для человека его нахождение в мире внутренних противоречий. Силы святости и добра соседствуют в нем рядом с силами нечистоты и зла, Б-жественная душа и душа животная постоянно противоборствуют в нем, и когда одна побеждает, другая покоряется. Так же потребности материального тела человека (такие как еда, питье) находятся в борьбе с духовными потребностями его души – прилепиться к Всевышнему, Благословен Он и получать наслаждение от Его света.

Однако даже если захочет подняться и взлететь, и отрешится от всех бренных дел и вожделений, потребностей материального тела, то и это – против воли Творца. Как говорят наши мудрецы, аскет называется грешником (Недарим, 10), потому что он запретил себе то, что Тора разрешила. Но, с другой стороны, все «разрешенные» удовольствия являются полным противоречием для жизни духовной, потому что они отдаляют человека от близости к Творцу (как это сказано в книге «При а-Арец» рава Менахем Мендла из Витебска).

Даже когда человек уже удостоился жить духовной жизнью, приблизившись к служению Творцу, его жизнь наполнена противоречиями. Дурное начало не может успокоиться и постоянно подстерегает его, пытаясь напустить на него гордыню и вынудить сделать из изучения Торы способ возвеличить себя. Вместо того, чтобы с помощью изучения Торыло лишма (не ради нее самой) придти к изучению Торы лишма (ради нее самой), как сказали про это наши мудрецы, человек иногда переворачивает все с головы на ноги, и с помощью изучения Торы лишма приходит к изучению Торы ло лишма. А тем более, когда речь идет о занятиях житейскими делами! В них человек может чрезвычайно низко пасть. И при этом человек стоит, «опустив руки», из-за того, что дела эти наполнены множеством противоречий, и их наполняют свет и тьма одновременно.

У такого человека осуществляется то, что сказано в Теилим (107:23): «Отправляющиеся в море на кораблях…». Это люди, жизнь которых в этом мире похожа на бушующее море, как сказано дальше (Теилим, 107:25): «И сказал [Творец] и поднялся бурный ветер и поднял волны Его». Мир повергает человека в бурю материальных вожделений, и когда он пытается всеми своими силами души приподняться к Небу, немножко отрешиться от материального, снова набрасывается на него дурное начало, и все его достижения разлетаются на мелкие кусочки. «И спустятся в пропасти, во зле их душа растает… и вся их мудрость пропадет» – человек будет беспомощен от того, что даже если принял на себя всевозможные обеты и твердо решил в глубине сердца честно служить Творцу, снова нападает на него дурное начало и, подобно дурному ветру, принесет ему тяжелые душевные переживания и повергнет в уныние и отчаяние, говоря, что нет ему исправления и лекарства.

Однако свет Торы является ответом на эти противоречия, как это будет объяснено далее. Точнее говоря, Тора буквально не отвечает на них, но своей внутренней святостью помогает увидеть, что не только нет противоречий, но наоборот – они помогают человеку достигнуть той цели, для которой его душа спустилась в этот мир. Это то, что сказано «Тора Всевышнего цельна, отвечает душа» – из-за цельности, которая в ней есть, она отвечает на все противоречия, которые мучают человеческую душу.

[Примечание переводчика. Возможно, здесь уместно привести высказывание мудрецов из Мидраша о том, что в момент дарования Торы евреям Всевышний поднял над ними гору Синай, и сказал им: «Если вы примете Тору – хорошо, если же нет – здесь обретете вашу могилу». На первый взгляд непонятно, зачем Б-г пригрозил евреям, подняв над ними гору? Разве у Него недостаточно методов, чтобы напугать? Можно объяснить это так. В трактате Сукка говорится, что дурное начало человека сравнивается с горой. Сказано, что после смерти и праведникам и злодеям показывают их дурное начало, и праведникам оно представляется огромным, как гора… Согласно этому можно сказать: Всевышний хотел намекнуть евреям, что если они примут Тору, то в силу ее полного исполнения и досконального изучения, дурное начало позволит полноценно жить, ведь Тора сравнивается с «приправой», которая исправляет горький вкус пищи. Если же не захотите принять, то дурное начало «раздавит» вас, не давая вам спокойно жить – «здесь обретете вашу могилу».]

Тора освещает мозг и сердце еврея чистым ясным светом, а поскольку все проблемы души с ее противоречиями проистекают из-за мрака этого мира, с помощью света Торы все становится на свое место, и все противоречия исчезают. В мир хаоса и темноты Всевышний спустил свет святой Торы, чтобы осветить дорогу тем, кто этого захочет. С помощью этого света еврей понимает, что его душа была спущена в мир ради возвышения. Если в Ган Эдене находятся праведники и наслаждаются там светом Шехины, что само по себе является целью творения, они, тем не менее, называются «стоящими» на одном духовном уровне. Однако самое большое удовольствие у Творца от тех праведников, которые, живя на земле, в материальном мире, полном испытаний, продолжают служить Б-гу несмотря ни на что. Как сказали наши мудрецы (Авот, 5): «Дестью испытаниями был испытан наш праотец Авраам, и он выстоял в них всех». Как раз из-за этих испытаний он достиг того духовного уровня, которого достиг. Именно про это говорят мудрецы в Мидраш Раба (гл. 55) на слова Торы: «И Б-г испытал Авраама». Сказано в Теилим: «Ты дал боящимся Тебя испытание, чтобы возвыситься им». То есть, значение слова נס, с одной стороны, «испытание», а с другой стороны, «флаг» корабля. И поскольку этот флаг развивается над кораблем, он виден издалека. Таким образом, получается, что, выдерживая испытания, люди поднимаются и растут. Как объяснил великий Магид из Межерича стих (Теилим, 104:24) «Наполнена земля Твоими созданиями [киньянэха – дословно приобретениями]»: весь мир со всей его материальностью наполнен испытаниями, но как раз с их помощью и можно приобрести близость к Б‑жественной святости.

Перевод и комментарий – рав Э. Литвак


http://www.beerot.ru/?p=18024