Предисловие
В книге «Кедушат Леви» приводится вопрос, который задали автору, когда он был в Литве: почему праздник Шавуот в традиции мудрецов называется «Ацерет», хотя в Торе этот термин упоминается только в связи с Шемини Ацерет, восьмым днем, следующим за праздником Суккот? И комментарий Сфорно уже рассматривал этот вопрос (см. Ваикра, 23:36). Он пишет так: «День дарования Торы, в который народ Израиля собрался вместе для служения Б-гу, наши мудрецы, благословенной памяти, назвали Ацерет (см. Моэд Катан, 19а). Однако в Торе этот день никогда не упоминается под таким названием, потому что Израиль испортил это понятие в собрании своём, “И сняли с себя сыны Израиля свои украшения с горы Хорев” (Шмот 33:6)». Он подразумевает, что термин «Ацерет» указывает на восприятие праздника, при котором человек впитывает в себя его святость. Праздник Шавуот невозможно называть «Ацерет» из-за того, что Израиль не удержался на уровне Первых Скрижалей, и сияние этого праздника не сохранилось (לא נעצר) у них в полной степени. Тем не менее, мы должны понять, почему мудрецы называют Шавуот «Ацерет», хоть сияние этого праздника и не сохранилось в полной степени у получивших Тору.
-
Уровень первых скрижалей
Написано (Шемот, 32:16): «И скрижали были деянием Б-жьим, письмо — письмо Б-жье, высеченное на скрижалях». Мудрецы Талмуда интерпретируют это (Эрувин, 54а): «Не читай высеченное (חָרות), а читай — “свобода” (חֵרות), и так сказали: “Свобода от дурного начала и от ангела смерти”»
Необходимо знать, что в каждом месте, где мы находим, что наши учителя сказали «не читай», эта интерпретация связана также и с простым смыслом стиха, и не уходит полностью от этого смысла, — и это пространно объясняет святой автор книги «Шней Лухот а-Брит». И этот комментарий о свободе от дурного начала связан и со значением слова высечен ‘חָרות’ на скрижалях. Мы выясним это, объяснив в чем вообще заключался смысл первых скрижалей.
Мы находим в словах мудрецов, что душа в теле подобна письму на пергаменте, ибо письмо похоже на душу, которая оживляет и освящает тело. Скрижали и письмо были как тело и душа. И написано «а скрижали были деянием Б-жьим», то есть, даже «тело» скрижалей было деянием Б-га, так как сияние души освещало тело. И тогда даже тело поднялось до такого уровня, что стало единым с душой. И в этом смысл сказанного «высеченное на скрижалях» — сияние письма насквозь пронизывало скрижали, без всяких препятствий. Таков был уровень первых скрижалей — и тело, и душа были деянием Б-га.
И весь народ Израиля в тот момент было на том же уровне, так как скрижали были даны в соответствии с уровнем, на котором пребывал весь Израиль. И как тело Скрижалей было едино с душой — с письмом, так и тела сынов Израиля очистились от материальности и воссоединились с их душами. И так написано в мидраше «Сифри» (гл. Аазину, 306): «И так говорил раби Симай: у всех созданий, которые были созданы на небесах, и душа, и тело с небес, а у тех созданий, которые были созданы из земли, и душа и тело из земли, кроме человека, у которого душа с небес, а тело — из земли. Поэтому, когда человек соблюдает Тору и исполняет волю своего Отца на Небесах, становится подобен высшим созданиям, как сказано: “Поэтому вы Б-жественны, и все вы сыны Возвышенного” (Теилим, 82:6)». Следовательно, разница между человеком и ангелом заключается в том, что тело и душа ангела с небес, а тело человека из земли; во время дарования Торы тела людей поднялись до такой степени, что стали подобными телам ангелов, поскольку свет души освещал тела изнутри; их тело и душа стали единым целым, и это соответствует уровню скрижалей, которые были деянием Б-жьим.
Написано в Талмуде (Шаббат, 88а): раби Элазар говорит, что когда Израиль вначале сказал «выполним», а потом сказал «услышим» во время дарования Торы, вышел голос с Небес и сказал: «Кто открыл сынам Моим эту тайну, которой пользуются ангелы, как написано: “Благословите Господа, вы, все Ангелы Его, могучие силой, исполняющие слово Его, послушные гласу слова Его” — в начале “исполняющие слово Его”, и только потом “послушные гласу слова Его”?» То, что они сказали «выполним», говорит о готовности тела выполнить волю Творца. Слово «выполним» говорит о действии, о том, что выполняет тело. Оно говорит о том, что даже тело готово принять Слово Б-га. Это уровень ангелов, единственная цель существования которых— это исполнение воли Творца. Вся их сущность — это постоянная готовность выполнить слово Всевышнего и услышать глас слова Всевышнего. И этого уровня достиг народ Израиля при даровании Торы, когда получил первые скрижали. Тогда и тело их поднялось на духовный уровень. Они очистились до такой степени, что их душа и тело превратились в одно целое, и сказали они «выполним и услышим».
И когда достигают этого уровня, когда свет души озаряет тело, и тело настолько очищается, что становится единым с душой, полностью исчезает понятие смерти, ибо все, что связано со смертью, — это влияние тела. Но когда жизнь тела исходит от души, от древа жизни, тогда смерть не властвует над телом. И это то, что наши мудрецы объяснили «высечено на скрижалях» — не читай «высечено», а читай «свобода». Ибо когда свет письма полностью пронизывает тело, без всяких препятствий, тогда достигают свободы. И так же, как в скрижалях душа-письмо, сияет внутри тела, так и у общины Израиля во время получения скрижалей свет души озарял тело, до такой степени, что тело стало «облачением из света», оно стало единым с душой, и было свободным от дурного начала и свободным от ангела смерти.
-
Уровень вторых скрижалей
Написано (Шемот, 34:1): «И сказал Г-сподь Моше: вырежи себе две каменные скрижали, как прежние, и Я напишу на этих скрижалях слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил». «Тело» первых скрижалей было с небес, «и скрижали — деяние Б-га». А о вторых скрижалях написано «вырежи себе», что означает, что «тело» скрижалей должно было быть сделано Моше; чтобы «тело» их было готово принять свет души. И это основное различие между первыми и вторыми скрижалями: в первых скрижалях тело также было деянием Б-га, а о вторых скрижалях написано «вырежи себе», потому что из-за греха золотого тельца, они опустились на более низкий уровень.
И как сказали мудрецы: «Поэтому вы Б-жественны, и все вы сыны Возвышенного, но как человек вы умрете» (Теилим, 82:6-7). Грех золотого тельца привел к смерти; тело пало с того уровня, на котором пребывало, и уже не было на уровне ангелов. Поэтому смерть властвовала над ними. И поэтому, именно в соответствии с этим уровнем и были заново дарованы им скрижали, ведь «тело» вторых скрижалей было из земли, «сделай себе». Теперь работа человека заключается в том, чтобы очистить свое тело так, чтобы оно стало способным принять свет души.
Написано в книге Альшиха, что на вторых скрижалях были начертаны те же самые слова, что и на первых. И это объяснение фразы «и напишу на скрижалях слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил» — те же самые слова были написаны на вторых скрижалях. Дело в том, что, когда Моше разбил первые скрижали, буквы [то есть, их духовное содержание] взмыли в воздух, и затем те же самые буквы были вырезаны на вторых скрижалях. Очевидно, что духовный аспект вторых скрижалей не отличался от духовного аспекта первых, и письмо на вторых скрижалях было Б-жественным письмом. Различие заключалось лишь в «сделай себе» — их «тело» происходило из земли. Дарование вторых скрижалей соответствовало тому уровню, на котором еврейский народ пребывал после греха золотого тельца. Мудрецы говорят об этом (мидраш «Шемот Раба», 27:9): «Вы испортили “выполним”, теперь усердно выполняйте “услышим”». Разрушение, произошедшее из-за греха золотого тельца, относилось к «выполним», к телу. С другой стороны, уровень «услышим» остался неповрежденным также и при даровании вторых скрижалей. И поэтому духовное содержание скрижалей оставался целостным, как написано: «и напишу на скрижалях слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил» — в самом прямом смысле, те же самые слова, со всем их духовным содержанием.
И так объясняется в святой книге «Зоар» («Раая Меемна», гл. Ки Теце, стр. 276а), в комментарии к отрывку, где речь идет о клевете. По интерпретации книги «Зоар», речь идет, в частности, о том, кто клевещет на вторые скрижали. Там написано так: «И кто-то высказал злое слово о них, говоря, что эта Тора — это не та Тора, ведь те скрижали были разбиты! А Всевышний, благословен Он, скажет им: “ведь он — отец девушки” [т. е., Торы]…». «И расстелют они простынь» — и откроется полотно свитка Торы, и тогда это станет видно, как сказано (Шемот, 34:1): «Вырежи себе две скрижали каменные, как прежде, и Я напишу на них слова, которые были на первых скрижалях». И это ясно показывает, что в письме не было никакого различия между первыми и вторыми скрижалями. «Когда расстелют простынь», окажется, что они равны, и все различия были только в теле скрижалей.
-
«И возвестил тебе тайны мудрости»
В Иерусалимском Талмуде (Шекалим, 6:1) приводится: «Ханания, сын брата рабби Йеошуа, говорит: «Между всеми речениями полно уточнений и знаков Торы, как сказано “усыпаны драгоценностями как морские волны” (Шир а-Ширим, 5:14). Рейш Лакиш, когда доходил до этого стиха, говорил: “Ханания, сын брата рабби Йеошуа, научил меня чему-то хорошему: как в море, между большими волнами маленькие волны, так и между всеми речениями полно уточнений и знаков Торы”». [Под словом «уточнение» подразумевается глубокий анализ текста Торы, основанный на переданной нам Устной Торе.] И также в Мидрашах говорится, что о каждом речении сказал [Всевышний Моше]: здесь такие-то «каль ва-хомер», здесь такие-то «гзера шава» (правила интерпретации Торы). Мудрецы также объясняют нам, что при получении первых скрижали, сыны Израиля знали всю Устную Тору до мельчайших деталей.
В мидраше («Шемот Раба», глава 46, пункт 1) приводится, что Всевышний сказал Моше: «Не горюй о первых скрижалях, в которых были только Десять Заповедей. Во вторых скрижалях Я дам тебе еще несколько законов, мидрашим и агадот, как написано: “Он откроет тебе тайны мудрости, потому что их число больше, чем песок на земле” (Иов, 11:9)». Из этого следует, что в первых скрижалях совсем не было никаких деталей и уточнений закона, а только Десять заповедей. Но из других мидрашей, которые мы привели выше, следует, что в первых скрижалях также были все детали и уточнения закона.
Основной принцип различия между первыми и вторыми скрижалями указан в речении о Субботе: в первых десяти речениях написано «помни», а во вторых десяти речениях — «храни». Наши мудрецы сказали, что «помни» и «храни» были произнесены одним словом. И тем не менее, в первых десяти заповедях написано только «помни», но не «храни», а во вторых десяти заповедях — только «храни», но не «помни». Дело тут в том, что именно это и является основой различия между первыми и вторыми скрижалями. Первые обладали аспектом «помнить», а вторые — «хранить». Во время дарования первых скрижалей, весь народ Израиля стал един с речением, и вся жизненная сила их тела исходила из Слова Б-га. Они и Слово превратились в единое целое. Когда они услышали заповедь «помни день субботний, чтобы освящать его» все он вошли в состояние «помнить». И так было со всеми заповедями. Например, заповедь «не укради» не была для них просто предупреждением или просто чем-то отрицательным. Они пребывали в состоянии, при котором потеряли всякую связь с самим понятием кражи, потому что превратились в единое целое с речением, и вся их жизненная сила исходила из этого речения. Когда человек постоянно пребывает в состоянии «помнить», его не нужно предупреждать об «охранении» или «соблюдении», потому что предупреждение об «соблюдении» является предупреждением сохранить и не нарушить святость субботы. Но если он постоянно пребывает в состоянии «вспомнить», нет необходимости в этом предупреждении. Но когда весь народ Израиля сошел с этого уровня и совершил грех золотого тельца, тогда они утратили это качество первых скрижалей. Они потеряли уровень «выполним», при котором тело и речение превратились в одно целое. И теперь им нужно предупреждение — «храни». Посредством того, что человек будет охранять себя от нарушения святости субботы, он приходит к состоянию «помни», поскольку «помни» — это для тех, кто уже находится внутри и ощущает память о субботе, а «храни» — это для тех, кто находится снаружи и хочет войти внутрь.
И таким образом становится понятно, почему в первых речениях не написано соединительное «и»: «не убий, не прелюбодействуй», а во вторых речениях уже есть это соединительное «и». Это потому, что во время дарования первых скрижалей, когда весь народ Израиля стал единым целым с речением, каждое речение стало частью их жизненной силы. Не было нужды в соединительном «и», потому что каждое речение стало частью человека, а у живого существа нет необходимости в соединительном «и». А во вторых речениях, которые являлись предупреждениями, исходящими как бы извне, уже было необходимо соединительное «и», чтобы объединить одно предупреждение с другим. А в первых заповедях, когда сами речения были живыми, соединительного «и» не требовалось (это основано на словах «Бейт Яаков»).
Мудрецы приводят, что при даровании первых скрижалей, люди знали все уточнения и буквы Торы. Это было возможно благодаря глубокому пониманию и постижению, которыми они обладали в то время, и благодаря ясности — ведь они постигли глубокий корень каждого речения. Таким образом, они знали все детали, которые вытекают из каждого корня, потому что тот, кто «стоит внутри» и постигает корень, может посмотреть «наружу» и увидеть все исходящие из корня ветви. И таким образом им были известны все детали Торы — ибо из корня можно вывести все ответвления.
А при даровании вторых скрижалей, когда они стояли снаружи и поэтому не постигли корни речений, тогда им была дана сила в изучения Торы, с помощью которой они могли пробиться сквозь это сокрытие и прийти извне внутрь. Им была дана тайна мудрости, сила раскрыть то, что было скрыто от них. Этой великой силы, силы оттеснить тьму и сокрытие и раскрыть свет, не было у них при даровании первых речений. Они обрели эту силу только при даровании вторых речений — удвоенную силу раскрыть то, что скрыто, и добраться до корней. А то, что у них не было этой силы в первых речениях — это не из-за какого-то недостатка, а только потому, что тогда они стояли внутри и знали все из корня. А теперь им была дана сила от ответвлений вернуться к корню.
-
И скрижали, и обломки скрижалей лежат в ковчеге
Написано (Шемот, 33:23): «Уберу Я руку Свою, и ты увидишь меня сзади, а лик Мой не будет виден», это был уровнем пророческого видения, вместе с котором были даны вторые скрижали. «И ты увидишь меня сзади» — это Устная Тора. Устная Тора — это сокрытая мудрость, которая открылась при даровании вторых скрижалей. Это способность пронзить темноту и сокрытие; даже тот, кто находится снаружи, в темноте, может проникнуть внутрь, трудясь над Устной Торой. Как говорится в «Мидраше Танхума» («Ноах», 4): «”Народ, который шел во тьме, увидел большой свет” — это относится к Устной Торе, к способности пробиваться сквозь темноту и раскрывать сокрытое. И также написано: “Ты усадил меня во тьме” (Теилим, 139:12) — это Вавилонский Талмуд». Дело в том, что труд над Устной Торой — это сила, данная вторыми скрижалями проникать во тьму и открывать сокрытое. А понятие «лика», особенность первых скрижалей, когда постигли источник и познали корень Письменной Торы, не был дан при даровании вторых скрижалей. И в этом заключается смысл слов «ты увидишь меня сзади»; это относится к Устной Торе, способности того, кто пребывает снаружи, проникать внутрь; а «лика Моего не будет видно» — это Письменная Тора, уровень первых скрижалей.
В книге «Хидушей а-Рим» приводится, приводится, что это один из тех стихов Торы, которые можно понять двояко. Его также можно понимать как «ты увидишь меня сзади и лик Мой, а сзади и лик Мой не будет видно». [Подобным образом Талмуд (Кидушин, 33а) интерпретирует стих (Вайикра, 19:32): «Пред сединой вставай и уважай лицо старца» — «Пред сединой вставай и уважай, вставай и уважай лицо старца». То есть, средняя часть стиха относится и к его началу, и к концу. — прим. переводчика]» Его святые слова объясняются следующим образом: свойство и порядок постижения вторых скрижалей были такими, что, изучая Устную Тору, можно прийти к пониманию Письменной Торы, к пониманию первых скрижалей. И порядок таков, что через постижение «сзади» можно прийти к постижению «лика». Но каждый раз, когда человек поднимается на более высокий уровень постижения, перед ним возникает новое сокрытие. И в этом смысл слов «ты увидишь меня сзади и лик Мой» — постигая «сзади», то приходишь к пониманию «лика», но теперь перед изучающим оказывается новое сокрытие, вещи, которые он пока не может постичь. И это называется «а сзади и лик Мой не будет видно». Ибо теперь перед ним оказалось новое сокрытие, которое ему предстоит пробить, чтобы достичь понимания на более высоком уровне. И так происходит постоянно. В этом заключается порядок служения Всевышнему, связанный со вторыми скрижалями — что надо пробивать сокрытие, трудясь над устной Торой, и таким образом прийти к уровню первых скрижалей.
Мудрецы (Бава Батра, 14) говорят, что обломки первых скрижалей лежат в ковчеге. Это показывает нам, что мы не полностью утратили уровень первых скрижалей. Ведь если бы мы полностью потеряли его, зачем бы они были сохранены в ковчеге? Даже после того, как скрижали были разбиты, у человека остаётся способность снова соединить их. Это происходит благодаря усилиям, которые он прилагает к изучению Устной Торы, что приводит его к постижению на уровне первых скрижалей. Мудрецы также говорят (Хулин, 60а): «То, что дал — дал, и обратно не забрал». И это относится к первым скрижалям, которые Б-г дал всему народу Израиля. Этот дар все еще доступен для тех, кто хочет удостоиться его. Но удостоится его можно только посредством усердного изучения Устной Торы, дорогой, которая начинается «сзади» и приходит к «лику». И тогда он может постичь те вещи, которые были на первых скрижалях. Ибо благодаря тому, что человек подготавливает своё тело, чтобы оно стало способным принимать свет первых скрижалей, человек может удостоиться света первых скрижалей. Поэтому работа заключается в «вырежи себе» — подготовить свое тело посредством изучения Устной Торы, до такой степени, что он удостаивается «письма Б-жьего», которое было на первых скрижалях.
Поэтому, хоть мы и утратили уровень первых скрижалей, и на языке Письменной Торы невозможно называть Шавуот словом «ацерет», ибо мы не остались на этой ступени, тем не менее, прилагая усилия к изучению Устной Торы, мы можем удостоиться первых скрижалей. В этом дне кроется свет первых скрижалей во всей своей полноте. Поэтому в книгах Устной Торы к этому празднику относится название «ацерет», поскольку в Устной Торе остался свет первых скрижалей, и трудясь над её изучением, человек может удостоиться этого света.
Каждый год в праздник Шавуот, в день дарования Торы, светит то сияние дарования Торы, и спускается свет первых скрижалей. Человек должен подготовить себя к принятию этого света, чтобы стать пригодным для уровня первых скрижалей. И только благодаря усилиям, приложенным к изучению Устной Торы, можно подготовиться к этому уровню. Ибо сейчас, порядок служения именно таков — от постижения «сзади» можно прийти к «лику». Только благодаря труду над устной Торой, можно получить тот свет, который спускается в этот день, и постараться приблизиться к тому состоянию, в котором был еврейский народ при даровании Торы на горе Синай.
Перевод: рав Берл Набутовский