«В Пурим обязан человек выпить вина, пока не перестанет различать между «Проклят Аман» и «Благословен Мордехай»» (Мегила, 7б). Кроме того, Талмуд (Хулин, 139б) приводит указание на Амана в тексте Пятикнижия (Берешит, 3:11): «Не от (а-мин – те же буквы, что и «Аман») этого ли дерева [ты ел?]», и все это вызывает удивление.
Для понимания сопоставления Мордехая и Амана нужно определить два вида служения Творцу. Это деление проистекает из двух видов любви, присущих человеку: один основывается на понимании, разуме, а второй – выходит за рамки постижения. Пример первого вида любви: приязнь к человеку, обусловленная чем-либо, любовь к обладанию имуществом, стремление к противоположному полу и т.д. Все это диктует человеку определенное поведение по отношению к объекту такой любви. Совсем иначе – любовь отца к сыну: даже когда отцу приходится обращаться с сыном сурово, это нисколько не убавляет отцовской любви. Она не плод понимания, знания; она – данность, просто приязнь и привязанность к сыну сама по себе живет в его сердце – потому что они оба из одного корня.
Подобно этому два вида любви могут связывать еврейский народ с их Небесным Отцом. Первый неотделим от осмысления и постижения того, что нет иного пути задействовать все силы души и тела, кроме как на служение Творцу – и это понимание приходит после глубокого вдумчивого анализа, большой мыслительной работы. Тогда становится ясно человеку, что это его жизнь, что это единственная подлинная ценность, – служение Тому, Кто постоянно обновляет и оживляет все творение, каждое мгновение возвращая его из небытия. Тому, в Ком нет никакой перемены – ни до, ни после сотворения мира. И это осознание зажигает в человеке пламя любви к Творцу и стремление приобщиться к святости как лучина к горящему пучку. И любовь эта не одинакова для всех и не всем доступна, ее мера зависит от уровня человека в постижении и служении. Если он чрезвычайно одарен и умудрен, то размышления эти тотчас вызывают в нем большой душевный подъем.
Человек недалекий, напротив, даже задумавшись над этим, не испытает никаких движений души.
Второй вид – «скрытая любовь», не связанная с разумом, она присуща каждому еврею, вне зависимости от усилий в служении. Это свойство души, «частички Б-жественного», этого не лишены даже грешники и бунтари – потому что они не перестали называться «сыновьями» Всевышнего. Но эта любовь у них чрезвычайно скрыта, она как бы в изгнании; только страдания и удары способны выявить ее. И на это указывает текст субботней молитвы: «И возрадуются Тебе весь Израиль, любящие Твое Имя», и во многих местах названы евреи «любящими» – в отличие от других народов, названных «страшащимися»: «Кто не убоится Тебя, Царь народов» (Ирмияу, 10:7). Сказано: «Каждый должен сказать: «Когда мои поступки уподобятся деяниям Авраама, Ицхака и Яакова?!»», а это уподобление – ничто иное как пробуждение скрытой любви к Творцу, которая должна выйти наружу из-под всех покровов. В этом – весь человек, он создан ради раскрытия в глубинах сердца любви к Всевышнему, чтобы задействовать этот потенциал. У творений нет задачи принести в мир что-то новое – только раскрыть уже заложенное в них, чтобы показать, что ни в каком уголке творения нет сокрытия и двоякости – лишь Б-жественное Присутствие.
Служение, основанное на первом, осмысленном виде любви, на обдумывании деталей, несет в себе ограничения разума, оно связанно с понятием Древа Познания добра и зла, так как подразумевает осознание собственного бытия. И эта любовь подвержена переменам, свойственным ограниченному человеческому разуму. Но любовь скрытая, связанная с корнем еврейской души, частицы Б-жественного и неизменного, соотносится с Древом Жизни, где нет места восприятию личного существования, чтобы можно было осознать свое место в бытие. Все побуждение этой любви – стремление к Высшему Источнику, не к наслаждениям – Б-же упаси – этого мира или мира грядущего, верхнего или нижнего Ган Эдена, лишь Эйн Соф, благословен Он, и ничто кроме Него и помимо Него. Тот, кто движим этой любовью, полностью подчиняется Его воле. Это основа сущности Мордехая, чье имя Талмуд трактует по созвучию: Мирэй Дахи – по-арамейски чистый мирр (благовоние). В нем нет примесей, потому что корень его – качество хохма, о которой сказано: «Хохма откуда (ме-аин, другое значение – из ничего) возьмется». Он не воспринимал себя отдельно от Всевышнего, не желал ничего для себя и воспринимал и себя, и весь мир ничем перед бесконечным величием Единого.
В полную противоположность Мордехаю, «этот злодей Аман» видел только себя и интересовался только собственным благом. Свое существование он воспринимал как самодовлеющее и не задумывался над вопросом, чьей волей он жив. И в этом суть вопроса Гемары: «Где в Торе указание на [происхождение] Амана?» – откуда в святости Торы мог взяться такой, как Аман? Отвечает Талмуд: «От дерева» – Древа Познания. Но ведь оно «ответвляется» от Древа Жизни, и непонятно, как мог произойти от него Аман, противоположность Древа Жизни? Объяснение таково: есть нечто промежуточное, переходный этап между этими противоположностями – это забывание, когда человек забывает о благословенном Творце и о том, что нет никого, кроме Него. Отсюда – источник сути Амана, Амалека, о котором сказано: «И будет, когда даст тебе Г-сподь, Б-г твой, покой от всех твоих врагов вокруг… сотри память об Амалеке, не забудь».
Сперва человеку необходимо осмыслить, как научиться любви к Творцу: прежде, чем стереть память об Амалеке, нужно сначала выйти «из Египта» – из оков материального (Египет – Мицраим, от слова мецар, межа) и эгоцентризма (легармайу). А в отношении памяти об Амалеке написано: «не забудь», чего мы не находим в других заповедях – так как его суть связана с понятием забывания [Творца, Источника жизни]. Мера его клипы –нечистоты и сокрытия Лика из-за него – больше, чем семи народов [которые населяли Землю Израиля до прихода евреев], иначе не поставила бы Тора «покой от всех врагов» условием для стирания Аамалека. И в Зоаре Амалек также перечислен наряду с «эрев рав», так как они ближе к Израилю, чем остальные народы. Поэтому сказано было Шаулю: «Вспомнил Я, что сделал Амалек, как он напал по дороге, при выходе из Египта». На пути от ограниченного к приобщению к неограниченному разуму препятствует Амалек – эгоцентризм, не дающий человеку увидеть что-либо помимо самого себя. Повествуя о грехе разведчиков, Тора тоже упоминает «Амалека, сидящего на [подступах к] горе» (Бемидбар, 15:45). Путь к Земле Израиля – это возвышение над ограничениями, что явствует из ее свойств: Земля Израиля весьма просторна, когда в ней обитает еврейский народ, и сжимается, когда мы в изгнании. Это место, где не властвуют меры и ограничения – ведь одно из Имен Всевышнего, Маком, указывает на то, что «Он – место мира». На пути туда «засел» и «маскируется» Амалек – об этом говорится: «Амалек сидит в земле Негев» (там же, 13:29). Южная сторона – Негев – указывает на мудрость («Кто ищет мудрости, пусть повернется к югу») – Амалек прикрывается трактовками Торы! Постигнув величие Творца, человек может очистить свое сердце, побороть и уничтожить Амалека – но это путь большой войны. На практике доступнее раскрыть в себе потаенную любовь к Всевышнему, благодаря ней человек сможет подчинить свои устремления воле Г-спода.
Сказали мудрецы (Санедрин, 38а): «Вино внутрь – тайна наружу». Есть у вина такое свойство – раскрывать тайное, ведь само вино сначала было скрыто внутри винограда. Поэтому пьющий вино раскрывает тайные помыслы своего сердца. Сказано (Теилим, 104:9): «Вино веселит сердце человека» – раскрытие тайного пробуждает радость, ведь она тоже своего рода раскрытие внутреннего (понятие симха – радость – означает также расширение, выход из прежних границ). Поэтому основным порицанием, сказанным еврейскому народу, было: «За то, что не служил ты Г-споду в радости» (Дварим, 28:47).
Это то, что сказал Талмуд: «В Пурим должен человек лебесумей (дословно: напоить <кого-то>), пока <тот> не перестанет осознавать (от корня даат, т.е. пока не аннулирует проявление <его> качества даат)…» Кого? Того, кто стоит между «проклят Аман» и «благословен Мордехай» – качество Амалека в самом себе.
Подбор материала – рав И. Д. Фалик, Перевод – рав Ш. Скаржинский