Шомер Эмуним — Прямая дорога

Дата: | Автор материала: Рав Аарон Рата

1835

Часть первая. Вступление

Наши учителя, благословенной памяти, сказали (Тамид, 28а): «Какая дорога [в жизни] считается прямой, и ее должен выбрать человек?.. Пусть придерживается усиленной веры, как сказано (Теилим, 101:6): «Взгляд мой – на самых верных на земле, чтобы усадить их со мной»». Что же значит: усиленная вера? Это слово (йетера) мы находим во втором благословении перед утренним чтением Шма: «Милостью великой и усиленной Ты смилостивился над нами». Всевышний смилостивился над нашими душами и создал нас частью Его святого народа, и дал нам в удел истинную Тору, – по его великой милости. Усиленная же милость – в значении «избыточная», «добавочная» – выражается в святой мудрости (даат), которой Всевышний наделяет жаждущих Его близости и ищущих служения Ему. Подобное сказано о коэнах (Бемидбар, 18:7): «В дар дам Я вам работу священнослужения».

По аналогии с этим объясним, что слово «вера» (без эпитетов) означает простую веру, наследие отца нашего Яакова. «Усиленная вера» подразумевет наполнение разума и сердца верой в Него, Благословенного, и так человек прилепляется к вере всеми силами. Последнее, в свою очередь, означает основные, важнейшие заповеди, базирующиеся на вере: уверенность (битахон) в Творце, радость, возвышенные уровни цельности (тмимут), постоянное укрепление в служении, стыд перед Б-гом, отстранение от разума и сердца всяческих негодных и ложных помыслов, великая вера в Б-жественное наблюдение, в Избавление, в слова мудрецов, любовь к Творцу и стремление прилепиться к Нему, продиктованное высоким уровнем постижения Его. Все это достигается верой «усиленной» по сравнению с уровнем, принятым у большинства людей. О таком человеке сказано: «Взгляд Мой – на самых верующих на земле» (автор трактует здесь приведенный выше стих из Теилим как речь Творца; согласно простому пониманию это слова Давида), потому что в отношении него Провидение проявляется более всего. Сверх того: «усадить их со Мной», что означает пребывание в сени Всевышнего.

Все это включает в себя, с Б-жьей помощью, изучение этой книги теми, кто задействует для нее глаза, сердце и ум, вдумчиво и неспеша – но, конечно, не поверхностное чтение по обычаю постоянно спешащих людей.

Известно, что неизменная цель Амалека, непрестанно воюющего с евреем – охладить его веру, ведь Амалек пришел воевать с Израилем именно после того, как те сказали (Шмот, 17:7): «Присутствует ли среди нас Б-г?». И, из-за наших грехов, это влияние расцвело и разрослось, его сила обновляется в каждом поколении, и об этом сказано (стих 16): «Война у Г-спода с Амалеком из поколения в поколение», потому что каждый раз этот злодей предстает в ином обличье.

Слово дор («поколение») написано без буквы вав, דר, численное значение его равно значению слова אמונה, вера, помноженному на два – соответсвенно начальному уровню веры и уровню, достигнутому за счет зрелости разума и осознания святости Имени Творца. И на обоих подстерегает Амалек: человека незрелого или начинающего он старается полностью отвратить от веры соблазнами всяческих вожделений, низких и неприглядных. Человеку на высокой ступени он является в обличье гордости, самомнения, преследования личных интересов и прочей лжи – чтобы лишить его этой возвышенной веры. Поэтому написано дважды «поколение» – предостеречь и охранить от Амалека в любые времена.

И еще: числовое значение слов מדר דר – как слова חתם (печать, запечатывание), что намекает на завершающий этап изгнания, который будет отмечен кульминацией этой войны – и в физическом, и в духовном отношении, ведь основная сила Амалека пробуждается в дни приближения (дословно: пятки) Машиаха. [Как можно не увидеть истинность этих слов в последние сто лет – и сейчас – как в физическом, так и в духовном отношении. Прим. ред.] Об этом сказал Г-сподь змею (Берешит, 3:16): «Он поразит тебя в голову» – великое поколение Моше и Йеошуа, подобное голове, побороло нечистоту змея; «а ты поразишь его в пятку» – в поколении Машиаха умножится сила того змея. Потому что в этом поколении совершается основная очистка, отделение от нечистоты частиц святости, оставшихся от всех предыдущих поколений, и об этом сказано (Шир а-Ширим, 1:8): «Выйди по следам (дословно: пяткам) стад». [Еврей противопоставляет свою веру всей окружающей тьме, как физической, так и духовной, провозглашая всей своей жизнью: «Ашем Эхад»  «Г-сподь Един!». Прим. ред.]

В стихе (Дварим, 7:12) «И будет, вследствие того (экев – близко к акев, пятка), что вы станете соблюдать Мои законы» Тора употребляет слово והיה (ве-айа, «и будет»), которое указывает на радость (см. Берешит Раба, 42, 3). В «поколении пятки» соблюдение евреем заповедей – а заповедь сама просит человека: «исполни меня и удостойся [награды]» (Танхума, Ки Теце, 2) – пробуждает особую радость на Небесах. Тот, кто в этом поколении смог отстранить от себя глупость и тщету мира и направил усилия на поиск Творца и стремление к Нему, – в грядущем вознесется его душа в высшие сферы высших миров, потому что самому последнему (а тогда «сокрытие Лика» максимально) соответствует самое высокое…

Возможно, это подразумевается под приведенными в начале главы словами: «пусть придерживается усиленной («избыточной») веры», – во время, когда в глазах недалеких людей святая и цельная вера будет казаться чем-то избыточным, излишним, преувеличенным. Сами эти люди будут предаваться тщете, бессмыслице и отвратительным вожделениям, а вера, служение, святость будут попраны – пятками, каблуками… Об этом говорит Теилим (118:22): «Камень, отвергунутый строителями, стал краеугольным», – вера, как известно, называется «надежным камнем» (эвен бохен, см. Йешая, 28:16, Раши). Именно в дни, когда вера отвергнута, и попираема толпой, и презренна в глазах людской массы – становится она краеугольным камнем.

Поэтому, возлюбленный сын мой, главное для человека – душевное и умственное равновесие, и момент свободы от суеты, делающий возможным это равновесие. Тогда он сможет задуматься, ради чего он находится в этом нижнем мире, и сможет воспринять Б‑жественное. Ведь когда человек озабочен и встревожен, или в душевном смятении, или в беде, не про нас будь сказано, его разум занят мыслями о пустом, ложном и преходящем. Только в счастливый момент пробуждения души, которое даст спокойствие уму, станет он сожалеть, что отдалился и отстранился от Святого Царя, благословен Он. Исключение – злодеи, целиком порабощенные своим дурным началом и совершающие беззаконие со спокойной душой, о них мы не говорим. Не таковы дети святого народа – время от времени в их душах неизбежно пробуждается огонь стремления к Б-гу, и они переосмысляют свою жизнь, свое прошлое. Они преисполняются жаждой приближения к Творцу – и эти моменты надо использовать, на них строить обитель духа. Это проверено, и испытано, и этот опыт – наследие праведников.

Что же посоветовать тем, чей дух и ум не знают покоя и равновесия – из-за злоключений, тягот, забот, многих испытаний, или из-за незрелости разума, особенно в темные периоды падения? Чудодейственное средство: погрузиться в книги, говорящие о вере, о радости, уверенности, жизненной силе от Б-га. Пусть склонит к этому свой разум, свои мысли; ведь для большинства людей умственные усилия тяжелее поспешного суетного ознакомления. Но пусть помнит, что цель всего творения – в углубленном постижении сути служения Творцу, как явствует из всех святых книг.

[…И это важное правило в духовной работе еврея, если его мысли разбегаются в волнении, подобно вечно бушующему морю. Тому может быть множество причин, и в первую очередь – грехи преследуют человека, как сказано (Ирмия, 2:19): «Накажет тебя твое зло», они скрывают от него возможность воспринимать святость. Но основной и главный источник – величина забот и волнений, в которые человек загоняет сам себя, в которые погружает он свой разум ради телесного. Пусть даже это относится к области дозволенного – как, к примеру, вопросы заработка и тому подобного. А порой является составляющей выполнения заповедей и добрых дел. И, из-за многих наших грехов – бедность, о которой сказали мудрецы (Эрувин, 41б), что она способна сбить человека с верного пути и лишить стройности мышления, и которая заставляет человека погрузиться в борьбу за пропитание. Она может быть послана человеку как великое исправление, особенно, если он принимает тяготы с готовностью, как скрытое благо Творца. При всем при этом – человек оказывается погруженным в материальное, и его разум не знает покоя.]

Известно нам от нашего святого наставника, светоча Израиля, указывающего нам путь до прихода Машиаха, Бааль Шем Това: там, где мысли человека – там находится он сам полностью, потому что мысль есть содержание и полная проекция человека. Поэтому необходимо любыми усилиями направить разум и дух в русло размышлений о вопросах служения – пусть даже это очень трудно. И со временем достигнет он душевного покоя, и тогда появится в его сердце намерение раскаяться и стремление вернуться к Г-споду. Обратится он со слезами и словами мольбы к Творцу, как сын, кающийся перед отцом, чтоб тот не отринул и не прогнал его. И удостоится полноценной тшувы в этом мире, и Милосердный Творец смилуется над его душой, ведь Он принимает раскаяние грешников даже с низин преисподней.

Поэтому – прошу! – вдумайтесь, любимые братья, в слова этой книги, которая написана ради всего, о чем мы говорили. И пробудятся со временем ваши души к радости, к живости в Торе и служении, и в произнесении «Амен! Да будет Его великое Имя благословенно…». Весь народ Израиля свят, все они стремятся и жаждут близости к Б-гу, это дурное начало, недремлющий враг, нарушает, задерживает и уводит ход мыслей в сторону от святости, не дай Б-г. Пробудитесь, пробудитесь, встань, вернись, Йерушалаим, ибо взошел твой свет. Встань, пробудись, не дай душе спать вечным сном, вспомни, ради чего ты сотворен, откуда, и перед кем ты будешь давать отчет, и чего можешь удостоиться, если будешь служить Творцу, Царю великому, могучему и грозному, благословен Он, и благословенно Имя Его вовеки.

Продолжение следует…

Перевод – р. Ш. Скаржинский, подбор материала – р. И. Д. Фалик


http://www.beerot.ru/?p=14317