Это заветное слово «Каббала» — Псевдокаббалисты и источники сил чудотворцев

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Илель

3630
изучать Каббалу, псевдокаббалисты

Интервью с главой ешивы «Аават Шалом» и выдающимся кабалистом равом Яаковом Илелем

В поисках легких решений

– А что вы можете сказать но поводу различных сгулот, амулетов, талисманов и т. п.?

– Наши мудрецы, да будет память о них благословенна, говорили (Брахот, 4а): «Если человек видит, что на него напала череда страданий, пусть он хорошо проанализирует свои поступки». Когда Всевышний насылает на человека какие-нибудь неприятности, то за этим стоит желание привести человека к анализу своего поведения, к раскаянию. А теперь представьте себе, что некий Реувен дергает Шимона за рукав, чтобы тот обернулся к нему, а вместо этого Шимон убегает от него в другую сторону и мечется во всех направлениях.

Вместо того, чтобы заниматься существенными вещами, мы начинаем копаться во второстепенных мелочах. На что это похоже? На операцию на открытом сердце, когда в самый разгар операции хирург замечает маленькую ранку на мизинце пациента и, вместо того чтобы заниматься сердцем, принимается за мизинец. Когда у человека начинаются проблемы, необходимо заняться их истоками. Красная нитка не заменит работы над собой и исправления своего поведения.

Самая известная и действенная сгула еврейского народа упомянута уже в Торе. «Вы будете Мне драгоценностью» (Шмот, 19:4) – на иврите: «веаитем ли сгула». Еврейский народ, с его силой молитвы, раскаяния, исправления прошлого. Это самая мощная, уникальная сгула на свете! Так зачем нам полагаться на что-либо другое?

Наши учителя указали нам правильный путь: анализировать свои поступки. Но сегодня люди склонны искать легкие решения всех вопросов. Зачем человеку винить себя, если он может свалить всю вину на мезузу? Конечно, в доме должна быть кашерная мезуза, и алаха требует проверять ее кашерность. Вполне вероятно, что когда есть какие-нибудь проблемы с мезузой, в доме возникнут проблемы. Но разве можно начать самоанализ с проверки мезузы – и на этом остановиться? И вообще, кто сказал, что к беде привела проблема с мезузой? А может быть, наоборот? Может быть, неблаговидные поступки человека отразились на состоянии мезузы? Первым правилом каждого должно стать решение: «Все начинается с меня самого! Это я должен раскаяться, это я должен измениться!»

В момент страданий мы обязаны следовать примеру наших отцов, обращаясь с молитвой к Небесному Отцу. Потому что, как пишет Рамбан, в этом смысл заповеди молитвы: обращаться к Всевышнему в час беды. Хорошо еще попросить какого-нибудь мудреца помолиться за себя и получить его благословение, как говорили наши мудрецы (Бава Батра, 116а): «Пусть каждый, у кого дома есть больной, обратится к мудрецу, чтобы тот просил для него милосердия». А Рамо объясняет: «У праведника есть сила благословения. Он удостоился близости Творца, и поэтому его благословение может помочь». Но для реализации благословение нуждается в помощи того, кто его получает, – в его собственных заслугах и добрых делах.

– Но почему даже проверенные сгулот не всегда помогают?

– Что касается сгулот, упомянутых в Талмуде, то еще ришоним заметили, что с тех пор изменилась природа человека. В остальных случаях прежде всего надо проверить, встречаются ли они в достоверных источниках наших мудрецов. Есть сгулот, чью эффективность подтверждали выдающиеся раввинские авторитеты. Не стоит слишком опираться на разные сборники сгулот, потому что не все, что упоминается в них, имеет под собой реальную основу.

И прежде всего необходимо верить и знать, что нельзя решить проблемы «окружным путем». Люди склонны искать легкие решения, но надо всегда помнить, что все зависит от того, насколько мы сами исполняем свою работу в этом мире (как объясняют наши мудрецы и святые книги).

– А как относиться к разного рода приемам и средствам против сглаза и подобных явлений, распространенным в разных общинах?

– Если известно, что тот или иной раввин или тот или иной хасидский двор делали акцент на определенной вещи, то их ученикам надо следовать обычаю. Нельзя искоренять никакой проверенный обычай. Но если речь идет о выдумках, то лучше следовать правилу «Будь верен Всевышнему, Б-гу твоему» (Дварим, 18:13). И известно, что к тому, кто делает на чем-то особое ударение, именно в этом вопросе предъявляют особые претензии.

С другой стороны, нельзя игнорировать слова наших мудрецов о том, что не следует выпячиваться и этим привлекать дурной глаз, как упрекал своих сыновей наш праотец Яаков: «Зачем вы выделяетесь?» (Берешит, 42:1). Но при этом надо знать, что некоторые формы поведения уходят корнями в область нечистой силы. Поэтому лучше отдалиться от всего, что не получило одобрения признанных раввинов.

– А жребий в наше время бросать можно?

– В наше время стали появляться разные печатные и рукописные брошюры по этому вопросу. Издатели провозглашают, что часть из них была написана еще древнейшими мудрецами до эпохи Первого Храма. Сведущий человек сразу заметит, что эти книги не имеют ничего общего с еврейством и в большинстве своем просто являются переводом нееврейских книг по сходной тематике. Что касается книг о жребиях, на самом деле написанных великими еврейскими мудрецами (самый известный из них – это, конечно же, жребий Виленского Гаона), то для того, чтобы жребий «сработал», необходимо, чтобы его бросал человек высочайшего духовного уровня. В противном случае не ждите правильного решения. То есть воспользоваться этими книгами среднему человеку просто нереально.

Я слышал от рава Штернбуха, что во время Второй мировой войны его родители находились в Лондоне и сомневались, переезжать ли им в Святую Землю. Они обратились к раву Элияу Лопьяну, да будет память праведника благословенна, с просьбой разрешить их сомнения. Он обещал бросить для них жребий Виленского Гаона. Но время шло, а ответа не было. Через несколько месяцев они вновь обратились к раву Лопьяну, который ответил, что пока не удостоился бросить для них жребий, потому что весь тот день, когда бросается жребий, нужно провести в посте и в молитве в талите и тфиллин, изучая Тору.

Псевдокаббалисты

– Обращаться к неподходящим людям — это пустая потеря денег и времени, нарушение запрета или настоящая опасность?

– Кроме наивной (а иногда и совсем не наивной) глупости, связанной с такими вещами, здесь на самом деле таится опасность. Ведь тут бывает и колдовство, и обращение к нечистой силе. Был один, кто не стеснялся даже публично вызывать духов. В любом случае результат, достигнутый колдовством или применением практической каббалы, имеет негативные последствия. Иногда человек любой ценой заинтересован в конкретном результате, но если он добивается его с помощью нечистой силы, желанный результат сопровождается разными дурными последствиями.

– Но как средний человек может отличить настоящего праведника от лжекаббалиста?

– Величие человека не измеряется силой сотворенных им «чудес». Особые силы ничего не говорят о сущности человека. Прежде всего, в этой области полно шарлатанов. Я многих из них проверял, так что мои слова обоснованы. Некоторые сами признаются, что им рассказывают о людях с проблемами, которые живут там-то и там-то, и через некоторое время они приезжают в то место и используют полученную информацию в своих корыстных целях. Один был специалистом по статистике и изучал общие правила поведения и определения характера разных людей.

Стайплер говорил, что нечего увлекаться рассказами о «чудесном спасении», потому что из того огромного потока несчастных, которые обращаются со своими проблемами, некоторые обязательно заслужат милость Небес. Теперь остается только раструбить по всему свету о случаях успеха и замять все истории с печальным финалом.

– Но как же все-таки объясняются сверхъестественные способности, которыми обладают некоторые люди?

– Есть разные способности. Есть силы, питающиеся нечистотой, дурными поступками и т. п. Об этом говорят нам уже наши мудрецы, да будет память их благословенна. Единственная причина, по которой они преуспевают, кроется в том, что Всевышний испытывает нас ими: кому мы будем больше верить – им или настоящим мудрецам Торы? В беде человек пытается ухватиться за любую соломинку, и даже люди Торы не всегда отличаются необходимой стойкостью, чтобы выдержать подобные испытания. Когда мудрец желает им «благословения и удачи», на них это не производит особого впечатления. Другое дело, когда кто-то делает пассы руками, что-то бормочет и вручает какие-нибудь амулеты или другие предметы, которые можно пощупать руками. Но мы должны верить, что обычное благословение имеет большую силу, чем все манипуляции мошенников.

– Но, возможно, человек непреднамеренно черпает сверхъестественные способности из нечистого источника?

– Наши святые книги пишут: чтобы человек смог вершить чудеса, черпая сверхъестественные силы из источника святости, он должен достичь высочайшей ступени. Рамхаль говорит, что иногда даже праведным людям, которые стараются расти в святости и сохраняют чистоту помыслов, но еще не достигли цельности, в качестве испытания дается возможность совершать чудеса, не соответствующие их настоящему уровню, чтобы сбить их с правильного пути. Я слышал от одного из величайших праведников, истинно святого человека, что только достигнув сорокалетнего возраста, он избавился от сомнений в чистоте источника своих сил.

В нашем поколении есть много мудрецов Торы, которые изучили весь Талмуд, все части Шулхан Аруха, и только благодаря их чрезвычайной скромности их имена никому не известны. Так неужели Всевышнему больше некому передать сверхъестественные способности, кроме как людям, далеким от Торы и служения Творцу?

Об одном таком человеке ходили слухи, что он обладает особыми силами. Я же утверждал: откуда у него взяться силам святости, если у него дома стоит телевизор, а его домочадцы одеваются нескромно? Мне говорили, что все дело в заслугах его отцов. На это я отвечал, что хорошо бы, если бы этих заслуг хватило на то, чтобы он соблюдал заповеди, а его сыновья учили Тору. Но не может быть такого, чтобы заслуги отцов дали возможность «перескочить» несколько ступеней и сделали кого-нибудь пророком!

Есть еще и естественные способности, свойственные многим людям и называющиеся «интуицией». Эти способности упоминаются в «Сефер а-Брит». Но мудрецы Израиля полагались не на интуицию, а на святость! Человек не способен впитывать святость, если он не вырос в Торе и в служении Творцу. Это исключено! Другими словами, лакмусовой бумажкой для проверки источника сил «чудотворца» должно стать его величие в Торе и служении Творцу. А человек не может расти в Торе, не отдаваясь ей всей душой. В нашем поколении есть такие, которые уже в молодости по восемь часов в день принимают посетителей. Я спрашиваю: а когда же они учат Тору?

Приведу еще один пример. В одну из заграничных общин поступила просьба от человека, известного, как раввин и каббалист; он выразил желание посетить эту общину и выступить с речью в центральной синагоге. Его приближенные распевали ему дифирамбы и описывали его, как человека, обладающего пророческим даром. Члены об­щины не знали, как поступить, и обратились за советом. Им предложили пригласить его, попросив вначале дать урок в местном колеле, где в это время изучали трактат Йевамот. Высокопоставленный гость тотчас отменил назначенный визит.

Меня всегда поражает: если человек элементарно не умеет учить Тору, то откуда же у него возьмутся духовные силы? Ведь известно, что получить силы от Всевышнего может лишь человек совершенный, в том числе и в изучении Торы! Неужели можно поверить, что какие-то сверхъестественные силы даются именно тем, кто серьезно не учится в ешивах?

Может быть, и тем, кто полагается на знаменитых «чудотворцев», имеет смысл не посылать своих детей в ешивы, и тогда они тоже станут «пророками»? Это же просто ужасно! Такой подход наносит непоправимый вред всему процессу воспитания и укрепляет фундамент мира лжи! Сегодня молодые ребята, которым не хватает усердия и желания учиться, видят, что учить Тору вообще не выгодно. Человек может учиться днем и ночью, и кто о нем знает? А другой создает вокруг себя шумиху, и к нему стекаются толпы. Так для чего же учить Тору?

А в наше время, когда свет и тьма поменялись местами, сколько людей творят чудеса ради увеличения собственного благосостояния, почета, чего угодно, но только не славы Небес? И нам известно из достоверных источников, что среди них есть и те, которые в буквальном смысле прибегают к нечистой силе и колдовству и т. п. Это видно из их поведения.

А есть и такие, которые ни к чему не прибегают, а занимаются просто открытым обманом. Сколько людей чуть не помешались от страха, нагнанного на них такими «чудотворцами»?!

Скрытые праведники

– А что касается ясновидящих, предсказателей будущего и т. п.?

– Удивительно, насколько людей впечатляет, когда им открывают их прошлое и предсказывают будущее! Как будто бы нет подобного и у неевреев, вовсю прибегающих к колдовству и магии! Так почему бы и среди евреев не нашлось таких, кто докатился до низшего уровня? А достичь конкретных результатов с помощью нечистых источников можно очень легко, почти ненароком! Об этом, в частности, пишет «Зоар».

Если люди думают, что все это – признаки святости, они глубоко ошибаются.

Раби Шнеур-Залман из Ляд отрицает наличие способности предсказывать будущее в том, что касается материальности, даже у мудрецов Талмуда. Только первые пророки, вроде Шмуэля, разбирались в будущем в материальном плане. Раби Хаим Виталь перечисляет список стольких условий и личных качеств, необходимых для уровня минимального пророческого дара, что трудно даже поверить, что в нашем поколении найдется хоть кто-то, кто им соответствует. И уж конечно не соответствуют этим условиям простые, малограмотные люди, поглощенные страстями мира!

– Ну а простая диагностика без вникания в будущее разрешена?

– Вы когда-нибудь видели, чтобы мудрец Торы ставил диагноз? И даже если в случае одного диагноста это будет разрешено, за его широкой спиной спрячутся еще сто шарлатанов. Поэтому с этим явлением нужно бороться! Человек приходит жаловаться на свои симптомы, а его тут же останавливают и начинают за него описывать его состояние и ощущения. Разве так ведут себя мудрецы Израиля? Не их обычай «демонстрировать свою силу»! Напротив, они всегда старались скрыть свою праведность.

Ведь как реагирует публика? Тот, кто что-то бубнит и бормочет, произносит какие-то странные имена и заклинания, и становится «великим каббалистом». Он не может отличить алеф от бет, но он уже творит чудеса. Да, у них можно видеть разные странные вещи, но люди склонны списывать это на счет особых обычаев «скрытых праведников». И все говорят о них, как о святых, обращаясь к ним за советами, благословениями, амулетами и талисманами.

Величие человека определяется его поведением, а не сотворенными им чудесами. Скрытый праведник – это не тот, кто делает разные странные вещи, а только тот, кто цельно в глубине души служит Творцу. Не дай Б-г считать праведником того, чьи действия идут вразрез с еврейскими законами или даже обычаями! Как можно давать титул «скрытого праведника» человеку, который не занимается Торой и не погружается в служение Творцу? Скрытый праведник – это тот, чья истинная праведность во многом превышает то, что известно нам, являющимся свидетелями его многочисленных праведных дел. Таким был Стайплер. О нем ходили и ходят легенды, но это лишь мизерная часть того, кем он являлся на самом деле. Он скрывал свой истинный уровень, и так вели себя все наши великие праведники. Даже когда к ним приходили с вестью, что их молитва была услышана, они не принимали это на свой счет и говорили, что все это – ложь и лесть.

Для начала надо стать «явным праведником»: заниматься Торой и служением Творцу, бережно относиться ко всем, даже самым простым заповедям, а потом уже делаться «скрытым праведником». Только такой человек достоин давать благословения, и его благословения имеют вес на Небесах.

Еще одна маленькая деталь: величайшие мудрецы еврейского народа всегда были антиподами корыстолюбцев. Они опирались на стих: «Корыстный губит свой дом, а ненавидящий подарки будет жить» (Мишлей, 15:27). Они никогда ничего ни от кого не получали, и все деньги раздавали на цдаку!

И во все века настоящие мудрецы Израиля не только не впечатлялись разными предсказателями будущего и «чудотворцами», но и умели ставить их на место, относясь к ним с нескрываемым пренебрежением и презрением. Хида в своей книге «Симхат а-Регель» приводит историю об одном «скромном» человеке из Салоников, который в один прекрасный день начал открывать сокровенные тайны, хотя до той поры ничем особым не отличался. Многие раввины его проверяли и убедились, что он говорит, в общем-то, верные вещи, пока слух не дошел до одного великого раввина. Он посоветовал присмотреться к тому, как этот человек ест. Ему сказали, что он известен своими излишествами в еде. «Тогда нет смысла в дальнейших проверках. Ясно, что он получил свои способности из нечистого источника, потому что святость не пребывает на человеке, который так себя ведет». И он приказал всем от него отдалиться, и в конце концов оказалось, что тот на самом деле прибегал к силам нечистоты.

Но и в нашем поколении есть мудрецы, главы поколения, знающие всю Тору, весь Талмуд, постановления мудрецов, отдалившиеся от наслаждений этого мира, прилепившиеся к Торе. И не на год, и не на два. Люди, отличающиеся скромным поведением, чурающиеся почета и наживы, все свои разговоры и помыслы они направляют к святости. Их самоотверженность в соблюдении заповедей и работе над собой непонятна простым смертным. Благодаря всему этому они достигли по-настоящему высочайших ступеней, и их молитвы и благословения имели чудодейственную силу и многих спасли.

К Хафец Хаиму как-то обратился еврей с серьезной медицинской проблемой. Хафец Хаим направил его за благословением к одному пожилому раввину в далекое местечко и строго-настрого приказал никому этого не открывать. Проблема разрешилась, он выздоровел. Прошли годы, и у одного из его родственников возникла та же проблема. Еврей не удержался и поделился с родными советом Хафец Хаима. Но на этот раз ничего не вышло. Тогда этот еврей вернулся к Хафец Хаиму с вопросом, что же делать. Хафец Хаим выслушал его и… вдруг разрыдался. Один из домочадцев, который помнил старую историю этого еврея, открыл ему, что в первый раз Хафец Хаим принял на себя сорокадневный пост, и каждый день плакал, читая псалмы за его успешное излечение. Сегодня же Хафец Хаим уже очень стар и слаб, и просто не может поститься сорок дней.

Зачем же он тогда послал его к какому-то раввину в далекое местечко? Только с одной целью: чтобы скрыть, что за всем этим стоял он сам.

Подготовил рав Р. Баргезон. Из книги «Верным будь! Тора о мистике» под редакцией рава Цви Патласа, издательство «Пардес».


http://www.beerot.ru/?p=16744