От нас ушел рав Элияу Рипс; он был по-настоящему великим человеком. Рав Рипс был родом из Риги. Он приехал в Эрец Исраэль больше пятидесяти лет тому назад… Многие годы был профессором математики Еврейского университета Иерусалима, и при этом, не оставляя преподавания математики, посвятил себя изучению Торы. Это было его основным занятием ,а математика – заработком. Так его направил глава поколения рав Шах. Как сказано в Гемаре : « Делай свои занятия Торой основными, а ремесло — второстепенным.» Он удостоился стать очень большим мудрецом Торы, но тщательно скрывал это – отказываясь давать уроки и показывать свои глубокие познания. Его великим достоинством были уникальная скромность и отсутствие гордыни, в сочетании с гениальными способностями и величайшим успехом во всем, чем бы он ни занимался. Это удивительно редкое сочетание качеств. Обычно человек, не задумываясь, приписывает любой свой успех себе, и гордится каждым своим достижением.
На его похоронах было особо трепетно видеть всех его детей – все они стали мудрецами Торы, все пошли по дороге отца, оценив самое важное в его жизни – став мудрецами, а не математиками.
Есть стих в Мишлей «кавед эт а-Шем меонха» — почитай Всевышнего своим богатством. У каждого человека есть много различных «богатств», данных ему от Всевышнего. Рав Элияу Рипс удостоился использовать свои гениальные математические способности для раскрытия истинности Торы.
Приводится в предисловии Рамбана к его комментарию на Пятикнижие, что в тексте Торы, помимо самого текста, есть намеки на все знания и на все события, которые были, есть и будут, поскольку Тора источник всей мудрости, существующей в мире. Об этом пишет также Виленский Гаон. Буквально, на жизнь каждого еврея есть намек в Торе! Наши мудрецы приводят много способов, как «вычитывать» эти намеки из текста, в том числе, с помощью аббревиатур, сочетаний первых, вторых, третьих или последних букв слов… Многое об этом пишет комментатор Хумаша Бааль а-Турим, также многое можно прочесть у ранних мудрецов, у Аризаля… Один из таких способов был менее известен, хотя, если не ошибаюсь, его упоминал великий кабалист, современник Аризаля, рав Моше Кардоверо, — это чтение текста с некоторым «шагом», например, первая буква, затем восьмая буква, затем 15-я и т.д. — шаг 7.
В последних поколениях тем, кто раскрыл этот способ толкования, был великий мудрец и праведник рав Вайсмандель, родом из Словакии, который был большим борцом за спасение евреев во время Катастрофы (он и сам чудом спасся, выпрыгнув из эшелона, ехавшего в Освенцим). Он привел интереснейшие вещи, как Всевышний «зашифровал» Свое авторство в Торе посредством кодов, чтения текста Торы через определенные шаги. Рав Вайсмандель постигал это благодаря своим выдающимся способностям, не используя компьютеры!
В наше время, когда доступны компьютерные программы, одним из немногих, занимавшихся поиском кодов в Торе, был именно рав Элияу Рипс.
Он увидел в этом свою жизненную миссию – раскрыть для нашего поколения истинность того, что Тора – с Небес.
Мы были знакомы в течение последних 48 лет. Одним из первых поразивших меня материалов на эту тему был анализ текста из начала главы Берейшит – о Ган Эден, райском саде. В этом тексте, с помощью определенных шагов, были найдены названия всех растений, упомянутых в Танахе – а также многих, в нем не упомянутых! И все это – в небольшом тексте, где не упомянуто прямо название ни одного растения (единственные названные там – это Дерево Жизни и Дерево Познания добра и зла, насчет которого есть большой спор между мудрецами, какое именно дерево это было). Идея, заложенная здесь, в том, что Ган Эден – это место, выше нынешнего материального мира, но он является источником и того, что есть в нашем мире – и при создании Ган Эдена были созданы и духовные источники всех растений, которые есть в нашем мире.
Рав Рипс не написал по своим исследованиям книг, но есть книга на английском, написанная его учеником, доктором Александром Ротенбергом, и книги, написанные его израильским партнером по исследованиям, р. Вицтумом.
Один небольшой пример – 33 года назад, когда евреи Святой Земли дрожали перед угрозами Саддама Хуссейна, за неделю до начала войны в Персидском Заливе, рав Рипс начал искать намеки на Саддама Хуссейна в Торе, и на еврейский год, в который это происходило… И нашел, в одном отрывке, вместе с именем Саддама Хуссейна, фразу «огонь третьего швата» — и это действительно был день первой бомбежки, первого обстрела! То есть, эта дата была найдена «записанной» в Тору еще до того, как это произошло.
Основная задача этих исследований была в том, чтобы математически обосновать, что эти «коды» не случайны! Найти любые разумные слова, «записанные» через какие-то шаги, можно в любом длинном тексте. Но найти скопление слов, тематически связанных, в одном конкретном отрывке текста, которые дают новое понимание общей картины – это вещь невероятная! И это требовало серьезного математического обоснования, глубокого понимания теории вероятности… я помню, как на эти выкладки реагировали светские математики, насколько им было сразу очевидно, что это не может быть случайностью…
Но, тем не менее, была проделана большая работа, чтобы все это обосновать и доказать, поскольку всегда находятся люди, которые задаются вопросом – а вдруг это случайно? Поэтому особенно ценно, что на этот труд написал свою рекомендацию один из величайших математиков современности, профессор Каждан, русский еврейский математик из Америки.
Есть в работе рава Рипса еще одна замечательная вещь. Нечто подобное, но другим способом, делал великий Стайплер, отец рава Хаима Каневского. Он находил в письменной Торе намеки на слова мудрецов. Били найдены «записанные» кодами слова мудрецов, слова Аризаля… это очень важная тема. Таким образом, это исследование касалось как письменной, так и устной Торы.
Рав Элияу Рипс жил с тем, что видел «подпись» Всевышнего, подписанную под словами Торы.
Для него это было делом жизни — донести до нашего поколения знание о том, что Тора, как Письменная, так и Устная – с Небес.
Есть дискуссия между двумя великими мудрецами Торы. Рамбам основал веру Израиля на 13 основах (рав Моше Шапиро объяснил в своих трудах, что все эти 13 принципов – раскрытие единства Творца). С Рамбамом спорил автор Сефер Икарим, который выделил только три основы. Но оба они сходились в том, что принцип «Тора – с Небес» — одна из основ, и тот, кто в это не верит, не имеет никакого отношения к Торе. Это то, что отделяет истинное еврейство от реформистов, консерваторов и тому подобных. Тора – это Б-жественная мудрость, которая нам дана и раскрыта, чтобы ее изучать, постигать и по ней жить, а не (не дай Б-г) «библейские сказания», никого и ни к чему не обязывающие.
Б-жественность Торы – это то, что удалось раву Рипсу четко показать любому честному человеку. Эту работу очень ценил рав Ицхак Зильбер, и, когда возникли некоторые возражения против нее, рав Зильбер говорил, что источник этих возражений – силы зла. Поскольку для сил зла любое доказательство истинности и Б-жественности Торы представляет большую опасность.
Эта работа многих людей укрепила и придала силы. Сейчас этим занимается дальше его ученик, доктор А. Ротенберг. И с Б-жьей помощью, будут изданы его труды и на русском языке. В своей работе он показывает, как переданное нам знание Устной Торы записано шагами в Письменной Торе. Об этом уже сказали наши мудрецы, что на все есть намеки в Письменной Торе. Этому посвящен приведенный далее материал доктора А. Ротенберга о 10-ти часах Творения Адама, источник которого – устное предание.
Для возвышения души рава Элияу Рипса, чтобы его дети шли дальше его путями, и чтобы раскрылись и укрепились основы веры во всех нас, и породили возвращение ко Всевышнему в народе Израиля!
По урокам рава Игаля Полищука