«Вот, он приходит временами»
Однажды адмор из Цанза-Клойзенбурга обратился к одному из своих хасидов с такой просьбой: «Я слышал, что Вы собираетесь быть в предстоящую святую Субботу в Бельзе. Вслушайтесь, пожалуйста, в слова Торы, которые будет говорить там адмор, и по возвращении перескажите их мне». И еще он поручил тому хасиду договориться для него, пользуясь случаем, о визите в святое жилище адмора из Бельз на ближайшей неделе.
По возвращении хасид пересказал адмору из Цанза слова адмора из Бельз. Тот обсуждал слова из пиюта: «Вот, он приходит временами» и объяснял, что наш праведный царь Машиах не придет сразу, в один момент; он будет приходить постепенно, появляясь временами. Когда адмор из Цанза услышал эти слова, у него вырвался тяжкий, сокрушенный вздох; он сказал: «Ой! Я думал, что Машиах придет сейчас, сразу, а рав из Бельз говорит: “Вот, он приходит временами”!»
Приехав к раву из Бельз на той же неделе, адмор из Цанза пересказал ему слова, которые слышал от его имени, и спросил удивленно: «Почему задерживается приход нашего праведного царя Машиаха, после всех наших страданий в последние годы?» [Рав Йекутиэль Йеуда Альберштам, адмор из Цанза-Клойзенбурга, пережил ужасы Аушвица, «маршей смерти», разбирал завалы на месте бывшего Варшавского гетто. После войны он воочию видел ужасы лагерей для интернированных лиц, боролся за восстановление еврейской жизни в послевоенной Европе. Вся семья его – жена и одиннадцать детей – погибла.]
Рав Аарон ответил ему: «Вы думаете, что приход Машиаха станет большим благом для общины Израиля наших дней? Не будет ли благом, если прежде восстановлены будут руины еврейской жизни и осуществится сказанное (Малахи, 3:24): “И возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам их”, – и вскоре после этого придет Машиах?»
Духовная высота Земли Израиля: «Дни на небе, как на земле»
Вот слова ныне здравствующего адмора из Бельз от имени рава Аарона в его йорцайтв 5745 (1985) году.
В последнюю субботу жизни дяди, на последнем своем застолье, он разъяснил от имени моего деда, что, в частности, имеет в виду Тора в словах: «Дни на небе, как на земле» (Дварим, 11:21).
Сказано в Писании (Коэлет, 9:10): «Ибо нет деяний, и расчетов, и знания, и мудрости в могиле, куда ты идешь»; это означает, что человек из народа Израиля, пока он жив, может подниматься со ступени на ступень, все выше и выше, но после смерти уже не может ничего добавить к своей Торе и заповедям, и остается стоять на месте.
Но это не так, если он оставил после себя потомков, служащих Всевышнему, занимающихся Торой и исполняющих заповеди. Тогда, по мере того, как потомки его [также и в следующих поколениях] поднимаются со ступени на ступень в этом мире, отец тоже поднимается со ступени на ступень в высшем мире. Точно так же и рав, изучающий Тору вместе с учениками: он тоже после смерти своей поднимается со ступени на ступень – силой учеников, которых он оставил после себя в этом мире, – учеников, умножающих свои труды над Торой, заповеди свои, и поднимающихся все выше и выше.
Об этом сказано в Торе (Дварим, 11:18 – 21): «И положите эти слова Мои на сердце ваше… и обучайте им сыновей ваших – говорить их», – это означает, что нужно изучать Тору с сыновьями; и для чего это – «…чтобы умножились дни ваши и дни сыновей ваших на земле, о которой поклялся Г-сподь отцам вашим дать ее им…», – чтобы вы удостоились долгих добрых дней и лет. И еще [можно трактовать здесь последние слова стиха Торы так]: «дни на небе – как на земле», – и это означает следующее: даже когда душа ваша будет на Небесах, в высшем мире, вы сможете подниматься со ступени на ступень, как при пребывании вашем на земле. И все это – силой сыновей и учеников.
Мой дядя объяснил, что здесь имеется в виду следующее. Известно, что на Небесах дни и годы жизни человека засчитываются таким образом, что берутся в расчет только дни, в которые он служил Творцу благословенному, тогда как время, в которое он занимался нуждами своего тела, не засчитывается, подобно сказанному в Гемаре (Шаббат, 89:б): «Сколько лет – жизнь человеческая? Семьдесят лет… Отними двадцать пять лет – на ночи…» Но все это сказано об обычном человеке из народа Израиля; но у такого, который исполняет сказанное (Мишлей, 3:6): «На всех путях твоих познавай Его» и служит Всевышнему и тогда, когда занимается нуждами своего тела, – также и время, когда он занимается делами этого мира, включается в счет дней его.
У того, кто живет в Земле Израиля и в каждое мгновение исполняет повелительную заповедь обосноваться и жить в этой земле, все дни и годы его – в цельности и совершенстве. [Разумеется, это относится к тем, кто исполняет ее сознательно, а также и остальные заповеди]. В этом смысл сказанного в Торе: «Чтобы умножились дни ваши… на земле». Когда будете жить в Земле Израиля, – будут вам долгие добрые дни и годы, поскольку все дни ваши будут в цельности и совершенстве. Не только то время, в которое вы занимались Торой и молитвой, но также часы и дни, в которые вы занимались нуждами тела, будут включены в «ваши дни», поскольку вы в каждое мгновение занимались исполнением заповеди жить в Земле Израиля. И это то, о чем сказано: «дни на небе – как на земле», – то есть подсчет дней и лет будет таким же, как при подсчете дней на земле. И это подобно тому, что сказано об отце нашем Аврааме, мир ему (Берешит, 24:1): «И Авраам стар стал ба-ямим – [буквально] пришел с днями», – это означает, что он был стар в этом мире, и в Будущий мир пришел со всеми своими днями в их цельности, – поскольку служил во все эти дни Творцу благословенному. Но это не так у того, кто не наполнял свои дни и годы служением Всевышнему в этом мире: он лишь выглядит как старый человек, а в мире Истины он считается молодым, поскольку времена, в которые он служил Всевышнему, были краткими. И потому благодаря заповеди жить в Земле Израиля «дни небесные» будут как дни «на земле».
Перевод – рав П. Перлов