Раби Йерухам Лейвовиц — Хохма у-Мусар

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

225
Рав Йерухам а-Леви Лейвовиц

Глава вторая. Хохма у-Мусар (мудрость и нравственность)

Подготовка к одной беседе – в течение полугода

Главным средством воздействия на учеников у нашего раби были беседы, известные своей глубиной. Он вкладывал в них все свои творческие способности и силы. Он понимал силу воздействия этих бесед и говорил об этом так: «Тот, кто слушает мои беседы, не станет уже наслаждаться этим миром!»

Один из учеников, из числа величайших в учебе, удостоился объяснить одно непонятное место у Рамбама, над которым напрасно бились остальные. Раби попросил его рассказать свое объяснение. Выслушав, раби горячо похвалил его и спросил, сколько времени вложил он, чтобы найти такое чудесное объяснение. Тот ответил: четыре-пять часов.

Раби спросил: «Слышали ли Вы мою последнюю беседу по мусару?» В ответ на утвердительный ответ ученика раби спросил: «Как Вы думаете, сколько времени я работал над ней?» Ученик подумал какое-то время и сказал: «как мне кажется, на эту беседу раби тоже потратил четыре-пять часов». Сказал ему на это раби: «Нет! Больше!» Ученик подумал еще: «Восемь–десять!» Раби: «Больше!» Ученик: «Может быть, несколько дней?» Раби: «Больше!» Ученик: «Может быть, несколько недель?» Раби: «Больше! Скажу Вам: я работал над ней полгода!»

И разумный поймет, сколько сил вкладывал наш раби в свои беседы.

Пути воздействия в его беседах

Наши мудрецы учат нас важному правилу: чрезмерность приводит лишь к ущербу. Также, чтобы объяснить свою мысль другому, нужно выражаться сжато, чтобы тот углубился в твои слова: и в устах твоих умножится знание. Об этом сказал царь Шломо: «От всякого сокращения будет добавление, но от слова уст лишь ущерб» (Мишлей, 14:23; перевод согласно Виленскому Гаону)… Если сократишь слова свои – будет прибыль, так как твой ближний осуществит сказанное тобой – свяжет канат с канатом и тонкую нить с тонкой нитью, чтобы извлечь на свет смысл слов твоих… А если пространно говорить будешь – докучным ему станет голос твой… (Виленский Гаон, сидур «Ишей Исраэль», Три праздника восхождения, на слова «Г-сподь, открой мои губы»).

Наш раби ставил своей целью, чтобы его ученики не удовлетворялись поверхностным слушанием, а усваивали содержание бесед и углублялись в них. Он полагал, что если ученики примут его слова как нечто, что положили перед ними в готовом виде, без нужды углубиться и подумать, к чему в точности он стремится их привести, то беседа не окажет на них желаемого влияния.

Поэтому наш учитель не выражал свои мысли и то, чему хотел научить, до конца, и никогда не предъявлял им что-то совершенно готовое. Ученикам было необходимо продолжать вдумываться и прилагать усилия, чтобы понять, что имел в виду раби Йерухам. Ради этого они собирались группами после каждой беседы, возвращались к ней и проясняли сказанное под руководством одного из старших учащихся, которому можно было доверять в понимании слов раби и умении доходить до сути его замыслов (в основном это были двое: рав Лейб Малин, со временем ставший главой ешивы «Бейт Талмуд» в США, и рав Исер Малин, да отомстит Всевышний за его кровь).

Учить только так, чтобы это было на пользу ученику

Рассказал мне мой друг рав Симха Вассерман, сын нашего святого учителя рава Эльханана Бунима Вассермана, да отомстит Всевышний за его кровь, что он слышал от раби Йерухама следующие слова.

Наши мудрецы сказали (Псахим, 112а): «Больше, чем теленок хочет сосать, корова хочет кормить его». Другими словами, корова жаждет кормить теленка из-за великой своей материнской любви, и сказано там, что подобным же образом больше, чем ученик хочет учиться, рав хочет учить его.

Но все это хорошо, – продолжал наш раби, – если корова так жаждет кормить из любви к своему чаду. Но если она кормит его больше, чем ему требуется, чтобы избавиться от скопившегося у нее избытка молока, то это уже не достоинство, а порча!

И точно так же рав должен давать ученику то, в чем тот нуждается; если же он хочет дать больше, чем тот способен принять, иногда только чтобы показать свою ученость и мудрость, – нет в этом ничего, кроме порчи.

Услышав все это, рав Симха удивился: может быть, в этом и нет достоинства, но как можно сказать, что в этом порча?

Наш раби ответил ему: «Вы еще молоды, и потому не понимаете. Станете старше – поймете сами!»

И рав Симха сказал мне: «И действительно, теперь, когда я уже стар, я хорошо понимаю мудрость раби Йерухама…»

Влияние одной-единственной беседы

Если уж мы говорим о силе влияния, которое оказывал раби Йерухам своими беседами, то необходимо вспомнить духовный переворот, который совершила подобная беседа в сердце одного из учеников. Он сказал: «Послушав первую беседу нашего раби на тему веры, я почувствовал, что моя вера – не вера, тфилин – не тфилин, а цицит – не цицит. С этого момента я посвятил всю свою жизнь приобретению истинной веры».

Это был великий мудрец Торы и праведник рав Йехезкель Левинштейн, который поступил в ешиву Радин, когда наш раби был там духовным руководителем (со слов гаона рава Б. Розенберга, главы ешивы Слободка; приведено в книге «Адам Бикар»).

Выдающийся ученик раби Йерухама рав Шломо Вольбе рассказывает, как одна беседа, которую он слышал от нашего раби, дала ему силы устоять в течение всех лет Второй мировой войны, когда он, находясь в Швеции, проделал огромную работу ради тысяч стекавшихся туда беженцев, а также участвовал в спасении ешивы Мир, проделавшей долгий путь в Шанхай.

Ешива – место духовного исцеления

Выпускники ешивы, ставшие раввинами или занимавшие другие должности, связанные с Торой, старались приехать в ешиву на месяц элуль и Дни Трепета (от Рош а-шана до Йом Кипура). Как правило, по приезде они первым делом шли подыскать себе комнату для жилья, а потом уже появлялись в ешиве.

Наш раби критиковал этот обычай; он сказал: «Когда я был в Мариенбаде, я видел, как люди, прибывающие туда, прежде всего, еще не завезя чемоданы в гостиницу, идут пить местную целебную воду и только после этого устраиваются с жильем. Они знают, что главное для них не жилье, а лечение, ради которого они и приехали в Мариенбад!»

«Вы должны понимать, – закончил раби, – что вы приехали в ешиву «Мир» ради духовного исцеления, чтобы обновить духовную крепость и силу! И потому вам следовало бы прежде всего прийти в ешиву, погрузить себя в ее атмосферу – и только после этого искать жилье!»

Чудесное открытие в Торе не продают задешево

Научить своих учеников высоко ценить духовность вообще и глубокие идеи, которые он обновлял в своих беседах, в частности, было частью воспитания, которое он им давал.

Наш раби так высоко ценил свои чудесные открытия в мудрости мусара, что не был готов поделиться ими с каждым из своих учеников, а только с особо избранными. Но и им передавал их не просто так, а только за полную плату. Он полагал, что только тот, кому пришлось уплатить за такое открытие полновесной монетой, сможет оценить его по достоинству. Так поступал его учитель Саба из Кельма, раби Симха Зисл Зив, и наш раби вслед за ним.

Однажды в ешиву Мир прибыл на месяц элул один из старых и уважаемых учеников, и он зашел получить «Шалом алейхем» от нашего раби. Тот говорит ему: «У меня есть чудесное открытие, исключительное, и оно стоит целое состояние. Хочу сказать тебе его, но ты должен заплатить».

Ученик, который был очень привязан к раби и чрезвычайно ценил каждое слово, исходящее из его уст, захотел услышать и спросил, сколько надо заплатить. Раби назвал большую сумму, и ученик понял, что это в точности столько, сколько у него есть, чтобы вернуться домой. Но он так хотел услышать, что согласился, не думая о последствиях, и уплатил. Раби пересказал ему свое открытие. Тот бы очень впечатлен и сказал, что услышанное стоило тех больших денег, которые машгиах просил заплатить.

После Йом Кипура тот ученик пришел попрощаться с раби перед возвращением в свой город, так и не зная, откуда возьмет деньги на дорогу. К его удивлению, раби достал деньги, полученные от него за открытие, вернул ему и объяснил: «Я понял тогда, что если попрошу большую сумму за мое открытие, то у Вас не останется денег, и может не хватить на дорогу домой; но я решил, что у меня нет выбора! Открытие мое такое важное, что мне нельзя было передавать его Вам бесплатно, так как тогда Вы не смогли бы оценить его так, как Вы оценили, уплатив! Но теперь, когда Вы уже оценили его, и оно оказало на вас должное влияние, возьмите Ваши деньги! Они мне не нужны, а Вам нужны, чтобы вернуться домой!»

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=52024