Глава Первая. Воспитание: Чтобы стали великими (Часть 2)
«Оживление из мертвых» жителей Западной Европы
Наш раби давал каждому из учащихся индивидуальное воспитание согласно тому, что ему требуется. К группе учащихся-хасидов, прибывших из Варшавы и Лодзи, он относился по-особому. Иным было воспитание учащихся из других стран. Особое внимание он уделял также воспитанию рядовых учащихся – согласно личным потребностям каждого, которые он изучал и в которые вникал, чтобы оказать должное внимание и помочь каждому в достижении совершенства.
Во время Первой мировой войны он встретил Сабу из Новардока в разгар его интенсивной деятельности по созданию разветвленной сети ешив «Бейт Йосеф» на территории России и Польши. Саба рассказал, что только за последний год основал двадцать ешив, и поинтересовался: «А чем занимался рав в этом году?» Наш раби ответил ему: «Вы основали за один год двадцать ешив, а я тружусь уже десять лет над строительством одной ешивы – и еще не закончил работу…» (из книги «А-Зриха бе-Паасей Кедем», рассказывающей о спасении ешивы «Мир» во время Катастрофы).
Особое место в деятельности нашего раби в ешиве занимала забота об учениках, приехавших из стран, в которых доминировали «западные ценности», в основном, из США и Германии. Ученики из Германии, получившие солидное светское образование, имели вследствие этого большие проблемы в духовном плане, а ученики из Америки были под сильнейшим влиянием атмосферы грубой материальности, царившей там. Наш раби говорил: «Ученики из Германии имеют проблемы с исполнением заповеди “(Не следуйте) за сердцами вашими”, а из Америки – “(Не следуйте) за глазами вашими”…»
Вопреки всем трудностям, он взял на себя бремя заботы об этих учениках и уделял им много времени. Частью особой программы для учеников из-за границы был специальный урок, на котором он изучал с ними Пятикнижие с Раши, помимо личных бесед, проводимых по мере надобности.
Рассказывает рав Давид Поварский.
Как-то раз я был на лечении в Риге, когда там находился также наш раби. Моим соседом по комнате был молодой человек из богатой семьи, который уже проучился несколько лет в гимназии, где изучают светские предметы. Раби приближал его и подолгу разговаривал с ним, но когда я входил в комнату, сразу умолкал и ждал, пока я выйду. Он опасался, однако, что я могу обидеться, и однажды сказал мне примирительно: «Ты не должен слышать, что я говорю ему, ведь все это я говорю, чтобы очистить его сердце от того, что укоренилось в нем как следствие воспитания, полученного им в гимназии, о котором сказано: “Никто из входящих к ней [в Мишлей – к распутнице; раби же имеет в виду светское мировоззрение] не возвращается” (Мишлей, 2:19)». («Ишмеру даат», стр. 244).
Один из его учеников, когда его спросили, как он превратился в пламенного «хасида» нашего машгиаха, ответил так:
Мы видим, что наши мудрецы спорили о том, действительно ли люди, которых оживил Йехезкель (гл. 37), встали из своих могил и запели песнь, или же это только притча. «Поднялся раби Йеуда бен Бтейра и сказал: я из их потомков; вот тфилин, которые оставил мне отец моего отца, и это – от них» (Сангедрин, 92б).
Так вот: если бы пришел какой-то человек и объявил, что он сам из тех, кого оживил Йехезкель, то это, несомненно, было бы куда более сильным свидетельством, чем тфилин, которые получил раби Йеуда бен Бтейра от отца своего отца и которые – от тех оживленных. А я, – сказал тот ученик, – из тех мертвых, которых оживил наш учитель — машгиах! («А-адам бИкар»).
И еще в той же книге:
Вот что произошло с новым учеником, приехавшим из одной из стран Запада. В свой первый вечер в ешиве «Мир» он пошел навестить своего земляка. У того была академическая степень, и в ешиве «Мир» он учился уже годы. И вот он спрашивает гостя: «Как ты думаешь, сколько мне лет?» Тот ответил: столько-то, а хозяин говорит на это: «Знай, что мне сейчас два с половиной года…». В ответ на удивление гостя он объяснил: «В день, когда я увидел машгиаха в первый раз, я родился заново, а в ешиву я поступил два с половиной года назад!»
Во вступлении к книге «Алей Шур» рав Шломо Вольбе, выдающийся ученик раби Йерухама, описывал собственные ощущения учащегося, прибывшего из Германии:
Автора этой книги еще в молодом возрасте занесло бурными ветрами в ближайший круг великого человека – гиганта из гигантов, нашего учителя и наставника, озаряющего очи наши, оживляющего мертвых речениями своими, раби Йерухама а-леви Лейвовица в святой ешиве «Мир». Малым был он и малым остался (автор этой книги), и в круг учеников его, гениев и великих людей на земле, не удостоился войти, но в другого человека и он превратился. И из плоти своей узрел, какова она – роса оживляющая, исходящая от Торы и жизни великого человека, для того, кто удостоился укрыться под сенью его. В течение нескольких лет удостоился (автор) созерцать и слышать нашего учителя и наставника – до ухода его в высший мир, и еще на протяжении нескольких лет удостоился (автор) того, что его приближали к себе величайшие ученики раби. А потом опять бурными ветрами отнесло его в землю далекую. С того дня и доныне не оставляет его мысль о том, каким образом мог бы он оживить в себе те неземные чувства возвышенного трепета, радости и внутреннего воодушевления в атмосфере святости, которые пробуждались в его сердце в кругу нашего учителя и его великих учеников.
Изучение Хумаша с Раши – основа основ
Как уже упоминалось, наш учитель проводил специальный урок Пятикнижия с Раши для учащихся из-за границы, приехавших в ешиву после того, как они получили общее образование в школе.
Он объяснял это тем, что, в сущности, следовало бы проводить такой урок для всех учащихся ешивы, как это было в Воложинской ешиве со времен ее основателя раби Хаима из Воложина. Так приобретаются все основы веры, и так было в прежние времена в Израиле, когда молодые люди изучали Пятикнижие много раз. И недостаток этой учебы особенно ощутим у учащихся, приезжающих из-за границы. После того, как они получили общее образование, они нуждаются в приобретении основ веры.
На этих уроках, которые впоследствии легли в основу книги «Даат Тора» (в шести томах), наш раби открывал новый свет в изучении Пятикнижия. Он продемонстрировал, как можно извлечь из каждого слова Торы практический урок в соответствии с тем, что Тора учит о человеке. «Во всем Пардесе Торы [то есть, во всех ее частях, от самых открытых до самых сокровенных] нет даже на волос “мудрости ради нее самой”, – говорил он – «а только указания, каким путем человеку идти, чтобы удостоиться вечной жизни».
И он говорил, что тот, кто изучает Тору с Раши подобающим образом, дни и годы, с большим постоянством, необычайно усилит свое духовное состояние.
Важность современных бней-Тора в сравнении с бней-Тора прежних поколений
В одном месте в своей книге «Даат Тора» (гл. Шлах, стр. 146) раби Йерухам обсуждает духовный уровень бней-Тора наших поколений в сравнении с теми, которые были в прежние времена. Нет сомнения, пишет он, что достижения и познания современных бней-Тора ни в коей мере не соизмеримы с тем, что было в прежних поколениях, когда свет Торы сиял во всем своем блеске. С другой стороны, на это можно возразить, что духовная высота современного поколения превосходит высоту прежних.
Современный бен-Тора тяжело трудится над Торой великих учителей прежних поколений и прежних спокойных времен, но при всем этом он все же не способен полностью охватить и понять великие слова тех учителей. В конечном счете, однако, возможно, что он даже более велик, чем те великие учителя. Это истина, и нет в том сомнений, но нельзя говорить об этом слишком много. Такие вещи могут привести человека к гордыне и высокомерию… но, тем не менее, это так. В нынешней ужасной духовной тьме у нас нет понятия о том, какой эффект в высших мирах имеет одно духовное движение человека из наших поколений! Сегодня, безусловно, возможно, что бен-Тора более велик, чем большой человек тех времен.
И ведь мы не видим ничего особенного в том, что люди прибывают издали, пересекая океаны и страны, вопреки огромным трудностям, чтобы учиться в ешиве!
Сказали наши мудрецы: «Сказано: “Не говори: как случилось, что прежние дни были лучше этих? Ибо не от мудрости спросил ты об этом” (Коэлет, 7:10). Раби Бархия сказал: “Сказано: И Еояда был главным (в доме) Аарона (Диврей а-Ямим, 1, 12:27). Но разве Еояда был главным в доме Аарона? Но если бы Аарон жил в поколении Еойады, Еояда был бы более велик, чем он» (Коэлет Раба, 1). И даже более того, говорит там мидраш: «Если бы Аарон и его сыновья были живы тогда (в дни Цадока), Цадок был бы более велик, чем они… Если бы Аарон был жив тогда (в дни Эзры), Эзра был бы более велик, чем он».
Раби Йерухам объясняет: «Без всяких сомнений, все, кто упомянут в тех стихах, должны были учиться у Аарона его Торе и его личному величию. Они тяжело трудились над пониманием его Торы – и даже в малой степени не достигали его величия в ней. Но он жил в поколении, ярко озаренном светом Торы, тогда как Эзра и Цадок жили в темные времена и должны были медленно прокладывать себе путь во тьме, и потому их величие превосходит величие Аарона а-коэна…»
Здесь находит свое выражение хорошо известное различие взглядов между равом из Поневежа (р. Йосефом-Шломо Каанеманом) и равом Шахом. Первый из них часто говорил, что бней-Тора наших дней превосходят тех, которые были в прежних поколениях. В противоположность этому, рав Шах полагал, что прежние поколения превосходят наши во всех отношениях – широтой своих познаний в Талмуде, глубиной понимания, Б-гобоязненностью и качествами добродетели.
В свете взглядов раби Йерухама можно примирить и согласовать две эти противоположные точки зрения. Притом, что прежние поколения, несомненно, были больше нынешних, рав из Поневежа прав! Мы живем во времена беспрецедентной духовной тьмы. Требуются гигантские духовные усилия, чтобы воспринять малейшую частичку света и озарить ею тьму и мрак, и в этом отношении наше поколение превосходит предыдущие.
Перевод – рав П. Перлов.