Недельная глава Ваеце
Как-то раз я зашел к Стайплеру, и он радостно меня встретил.
— Садись, пожалуйста, — сказал он, — я хочу рассказать тебе свое новое открытие в Торе!
Когда наш праотец Авраам послал Элиезера найти жену для сына, он послал его не с пустыми руками. Авраам отправил с ним десять верблюдов, нагруженных разными подарками, и дал ему дарственную на все его имущество! Когда же Ицхак послал Яакова в Харан жениться, разве он отправил его без ничего? Конечно же, нет. Он наверняка тоже дал ему большую сумму денег и множество подарков. Однако в Харан Яаков пришел с пустыми руками: «Со своим посохом я перешел Иордан» (32:11) Раши комментирует: «Не было у меня ни золота, ни серебра, ни скота – один только посох». Ему пришлось работать за Рахель семь лет. Почему? Пишет Раши: «Потому, что Элифаз, сын Эйсава, погнался за Яаковом, чтобы убить его по велению отца, и догнал. Однако, поскольку Элифаз рос при Ицхаке, он не стал убивать Яакова. «Что мне делать с приказом отца?» – спросил он Яакова. Тот сказал: «Забери у меня все, что у меня есть, и тогда я буду подобен мертвому, ведь сказано, что нищий приравнивается к мертвому»».
Смотри-ка, реб Яаков: наш праотец Ицхак был столпом Б-гобоязненности. Он был пророком и обладал духом святого постижения. Даже если Свыше на какое-то время скрыли от него злодейство Эйсава, поскольку Всевышний желал, чтобы именно таким извилистым путем Яаков получил благословение, то сразу же, после получения благословений, он содрогнулся, увидев Геином, открытый под ногами Эйсава, и Ган Эден, сопровождающий Яакова. У Ицхака есть внук – Элифаз, который в будущем совершит самые страшные грехи: ведь мы знаем, что он сошелся с женой своего отца. А еще он взял жену Сеира, которая родила ему Тимну. Тимну, свою дочь, он взял в наложницы, и та родила ему Амалека! Какой отвратительный, испорченный до мозга костей человек! А наш праотец Ицхак, «столп Б-гобоязненности», приближает его к себе, растит его при себе!?
Однако мы видим, что тем, что он спас от смерти Яакова, он спас весь народ Израиля: «Поскольку он рос у Ицхака, не стал убивать».
Ко мне приходят парни со слезами: их выгнали из ешивы, отправили домой… За что? Они не учатся, бездельничают, делают глупости. И какая реакция в ответ? Выбросить их на улицу, бросить камень вслед падающему? Разве кто-то был бы готов утопить их в море, привязать к рельсам? Если только они не портят других – мы видим, что лучше растить Элифаза у себя “за пазухой”, и выиграть, что вместо того, чтобы быть убийцей, он станет грабителем!
Известны слова Хазон Иша, что ешива, которая выгоняет парня, ослабевшего в учебе и духовности, подобна больнице, в которой опасно больных посылают умирать домой, чтобы в статистике больницы не записывалась высокая смертность!
А я добавил, что мы учим это и из истории с царем Хизкияу. Он был праведным царем, обладавшим духом святого постижения, и был даже достоин стать Машиахом. Когда он заболел, пророк Йешаяу пришел к нему и сказал от Имени Творца: «Оставь завещание своим домочадцам, потому что ты умрешь…» («Млахим-бет», 20:1, Йешаяу, 38:1) Потому, что не женился. Хизкияу стал оправдываться, что не сделал это злонамеренно, а наоборот, ради Небес: «Я не женился, потому что увидел пророческим духом (руах а-кодеш), что у меня родятся дети-злодеи». Ответил ему пророк, мол, нечего вмешиваться в тайные планы Всевышнего, ты должен делать то, что тебе заповедано.
Хизкияу попросил Йешаяу дать ему в жены свою дочь, может быть, заслуги их обоих помогут, чтобы родились праведные дети.
Он выздоровел, женился на дочери пророка, и у него родились двое сыновей: Менаше и Равшака. Однажды он нес их на плечах в бейт-а-мидраш. Сказал один сын: «Смотри какая у отца большая голова! Она подходит, чтобы жарить на ней рыбу». Сказал второй: «Она подходит, чтобы приносить на ней жертвы идолам».
Услышав это, Хизкияу просто содрогнулся. Он сильно бросил детей на землю. Равшака умер, а Менаше остался в живых. Хизкияу же с болью произнес: «А обманщик – орудия его (ремесла) дурны!» (То, что он был «обманщиком» в выполнении этой заповеди, и не женился, пока не взял в жены дочь Ишаяу – все это не помогло. Все равно у него родились сыновья-нечестивцы – комм. «Бен Йеояда»)
И действительно, Менаше поставил идола в Бейт-а-Микдаше, убил своего деда Йешаяу и других праведников и наполнил Иерусалим кровью от края до края.
А что произошло с ним в конце? В итоге его поймали ассирийцы, связали, «сделали медный котел, положили его туда, разожгли под котлом огонь, и он (Менаше) “варился” внутри».
Менаше стал взывать ко всем идолам, которые только существовали в мире. Он был «гением» в сфере идолопоклонства, и пока котел нагревался, успел воззвать ко всем идолам в мире, и никто ему не ответил.
Под конец Менаше вспомнил, что его праведный отец, царь Хизкияу, постоянно повторял ему строку из Торы: «Когда ты будешь в беде, и настигнут тебя все эти (несчастья), ты вернешься к Г-споду, Б-гу твоему, и будешь слушаться Его, ведь Б-г милосердный — Г-сподь, Б-г твой». Тогда он воззвал к Имени Творца, и Тот ответил ему. Он «прорыл ход в Небесах под Престолом Его Славы и принял его молитву!» и более того — «вернул его (Менаше) в Иерусалим на царство».
Мы учим отсюда, что даже, хотя Хизкияу знал благодаря духу святого постижения, кем станет его сын, и убедился воочию, что «его орудия дурны», он не перестал учить Менаше, заново и заново повторял ему слова Торы.
Увы, Менаше на самом деле стал злодеем, грешил сам и склонял к греху других, но, когда прошли десятки лет и он оказался в беде, он вспомнил, чему учил его отец! И не просто вспомнил – а выполнил этот стих на деле, сделал тшуву и после этого тридцать три года был праведным царем! (См. «Седер олам», и «Санедрин», 103а).
Как прекрасны слова Мидраша (Дварим Раба, 2:20) на стих из Мишлей (10:16): «Действия праведника – к жизни, а урожай злодея – к греху». Говорит Мидраш: «действия праведника – к жизни» – это Элифаз, который вырос в объятиях Ицхака. А «урожай злодея – к греху» – это Амалек, который вырос в объятиях Эйсава.
Какая же ответственность лежит на отце и деде, а в наше время – и на детском саду, и на талмуд-тора, на ешивах, на всех тех, в чьих «объятиях» растет ребенок и юноша!
Перевод: г-жа Л. Шухман