Глава Масей — Земля Израиля приобретается страданиями

Дата: | Автор материала: Рав Йосеф Хаим из Багдада (Бен Иш Хай)

1660
Сорок два перехода

«Вот переходы сыновей Израиля, которые вышли из земли Египетской» (Бемидбар, 33:1).

Читающий недельную главу Масей, несомненно, будет удивлен количеством переходов, которые евреи проделали в пустыне: из Рамсеса в Суккот, из Суккот в Эйтам и т. д. Зачем Всевышний так обременял их?

Ответ на наш вопрос находится в Талмуде (Брахот, 5а): «Раби Шимон бар Йохай говорит: “Три хороших дара Всевышний дал народу Израиля, и все три приобретаются страданиями. И вот они: Тора, Земля Израиля и Будущий мир”». То есть, чтобы получить такой хороший подарок, как Землю Израиля, нужно пройти через страдания. И поэтому Всевышний велел евреям совершить столько переходов по пустыне – чтобы они удостоились обрести эту землю.

Но главное все-таки остается необъясненным: почему нельзя получить эти подарки без страданий? Почему Всевышний не хотел подарить все это просто по желанию Своего сердца и без всяких страданий?

Можно сказать, что эти испытания – некий экзамен для принимающего подарок: достоин ли он, в самом деле, получить его, или нет. Объясним: когда еврей учит Тору, можно предположить, что он учит, чтобы, действительно, исполнить волю Всевышнего, но можно подумать также, что его цель – повысить свой уровень знаний, ведь Тора, как известно, вершина всех мудростей. Как же узнать, что движет этим человеком? Для этого нужны испытания – усложняющие учебу трудности и провалы, с которыми сталкивается изучающий Тору. Если тогда он бросит изучение, это будет знаком, что главной его целью были личные интересы. Если же продолжит держаться за Древо Жизни – Тору – изо всех сил и не удалится от него, это докажет, что он учился в силу желания исполнить повеление Создателя мира, и поэтому продолжает учебу, несмотря на страдания.

То же самое можно сказать и по поводу Земли Израиля и Будущего мира. Когда наш народ пришел, чтобы унаследовать землю, можно было бы подозревать их в желании «наслаждаться ее плодами и насыщаться от ее щедрот», вместо того, чтобы стремиться достигнуть истинной цели проживания здесь – исполнения заповедей, связанных с Землей Израиля, таких как трумот и маасротшвиит и т. д. И поэтому они должны были пройти через испытания – тяжелая дорога, многочисленные переходы с места на место. Таким образом, они прошли проверку, остались ли их сердца привязанными ко Всевышнему, захотят ли они все еще войти в Землю Израиля. Если же нет, станет понятным, что их целью было лишь наслаждение плодами, а ради этого человек не согласится терпеть страдания.

И так же можно сказать про Будущий мир. Если человек исполняет все заповеди Торы, но в своем служении он похож на слугу, который ожидает получить в конце награду, то он не служит во имя Небес. Такой человек трудится над исполнением заповедей, чтобы заслужить в Будущем мире хорошую награду. И в этом Всевышний также проверяет человека испытаниями: если он по-настоящему преданный слуга Его, то знает, что от Творца исходит только добро, и все происходящее – лишь для его пользы. Поэтому он принимает страдания с радостью. Если же целью его служения было лишь увеличить свою долю в Будущем мире, испытания ненавистны ему, он «пинает их», доказывая этим, что служил Всевышнему лишь за награду.

Перевод – З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=27405