Недельная глава Ваехи
«»Подошло время Израиля умереть. Он позвал своего сына Йосефа и сказал ему: «Если я угоден тебе, то положи, пожалуйста, руку под мое бедро (и поклянись, что) поступишь со мной по милости и по истине – не похоронишь меня в Египте»» (47:29)
В книге «Диврей Маари» рава Йеуды Асада, автора сборника вопросов и ответов «Йеуда яале», приводится замечательное объяснение этого стиха: что означает «рука», «бедро» и что такое «милость и истина».
Когда Тора говорит нам: «раскрой свою руку» (Дварим, 15:8), она не имеет в виду гимнастику для рук. Конечно же, речь идет о цдаке. О том, что следует открыть свою руку и карман для бедного. Получается, что понятие «рука» символизирует цдаку.
Когда Тора упоминает «бедро», всегда подразумевается Тора, как сказано: «И задел он бедренный сустав Яакова, борясь с ним» (Берешит, 32:26) «Бедро» – это Тора, а «бедренный сустав», говорит святая книга «Зоар», это «поддерживающие Тору». Как известно, это – наша слабая точка.
По этому поводу вспомним одну историю, которая произошла с равом Эзрой Атия в прошлом веке.
Однажды организация «Джойнт» пожертвовала некую сумму для ешив. В знак признательности главы «Союза ешив» организовали торжественный обед с участием глав разных ешив, которые произносили благодарственные речи.
Когда подошла очередь рава Эзры Атия, он встал, открыл рот… и закрыл его. Потом открыл еще раз, готовясь что-то сказать, и снова промолчал. Так продолжалось несколько раз, и вдруг рав Атия зарыдал. Рав Тененбойм, секретарь «Союза ешив», подбежал к нему: «Уважаемый рав, что случилось?»
«Когда я встал говорить, то вспомнил, что Машиах еще не пришел, и так расстроился, что не смог удержаться от слез», — ответил тот. «Но почему Вы вспомнили о Машиахе именно сейчас?» – удивился рав Тененбойм. Тогда рав Атия объяснил: «Если бы Машиах уже пришел, то не мы бы устраивали праздник в честь организации «Джойнт», а наоборот, они бы устроили нам праздничный обед за то, что мы согласились взять у них деньги на поддержку Торы! А сейчас, когда Машиах еще не пришел, нам приходится благодарить и прославлять их…»
Однако, вернемся к нашей теме. Как мы уже сказали, «бедро» символизирует Тору. А что такое «истина»? Истина – это тоже Тора, как сказано в «Мишлей» (23:23): «Приобрети истину и не продавай».
Что получается? «Милость» – это, конечно, цдака. И «рука» – тоже цдака. А «бедро» и «истина» означают «Тора».
Теперь, говорит рав Йеуда Асад, мы можем понять, что имел в виду наш праотец Яаков. Он сделал «хешбон нефеш» – проанализировал всю свою жизнь и увидел, что, слава Б-гу, Тору он учил всегда. С тех пор, как себя помнил, был «человеком цельным, сидящим в шатрах». Потом четырнадцать лет провел в ешиве Шема и Эвера, где даже не ложился спать из-за постоянной усердной учебы. Короче говоря, учеба Торы у него в порядке. Дальше он стал думать: а что с цдакой? Может быть, эту заповедь я выполнял недостаточно? Может, нужно было больше раздавать на цдаку и делать больше добрых дел? Но что теперь поделаешь?
И тут ему пришла в голову мысль: у него ведь есть сын, который просто безмерно делает цдаку и хесед – праведный Йосеф, «кормилец всей земли», самый великий благотворитель в мире!
Вы спросите: разве можно Йосефа назвать «благотворителем», он же получал приличную зарплату за свою работу?
Ответ: если человек имеет в виду делать добро ближним, он выполняет заповедь, несмотря на то, что получает за это зарплату. Ведь нигде не сказано, что у того, кто занимается великой заповедью помощи другим, жена и дети должны умирать с голоду!
Каждый водитель автобуса, который весь день занимается перевозкой людей, на самом деле является великим филантропом, если только он имеет в виду делать хесед! Если человека волнует только зарплата, а хесед его не интересует – что ж, тогда он не будет считаться тем, кто делает добрые дела. А если его намерение – это хесед, то зарплата вовсе не противоречит тому, что он выполняет заповедь.
Рабочему, который прокладывает трубы или дороги на Земле Израиля, стоило бы плясать от радости, что он выполняет заповедь «заселять Землю Израиля» в самом прямом смысле. А, он получает за это деньги? Ну и что? Если его намерение – выполнять заповедь заселения Земли Израиля, у него есть величайшие заслуги!
Так что праотец Яаков сказал себе: «У меня есть сын, который, слава Б-гу, делает величайший хесед, но возможно, из-за его добрых дел у него недостаточно времени учить Тору. Так что я могу предложить ему соглашение, немного напоминающее договор Иссахара и Звулуна». Он позвал Йосефа и сказал ему: «Положи, пожалуйста, руку» – а именно, заслугу твоей заповеди цдаки, «под мое бедро» (слово тахат можно перевести как «под», но можно и как «вместо, взамен» – прим. пер.) – взамен на Тору, т.е. я дам тебе заслугу своего изучения Торы, «и поступи со мной по милости и истине». Давай заключим договор: хесед взамен истины, цдака взамен Торы, настоящее соглашение Иссахара и Звулуна.
Перевод: г-жа Л. Шухман