Недельная глава Вайера
Содом стал символом зла во всем мире, и не зря он получил такое звание. Жестокость и злодейство в Содоме были принципиальными и определялись местными законами. Содом грубо подавлял любое проявление жалости и милосердия к неимущим.
Да, жители Содома были стерты с лица земли. Однако их злодейство до сих пор существует: оно и проглядывает через прорехи культуры других народов и проявляется в действиях сатана, охотящегося на людей, желая склонить их к греху.
Логичность законов Содома
Вам кажется, что в наше время такого быть не может? Посмотрите внимательно: есть страны, практически не принимающие иммигрантов. Только после длительной процедуры, длящейся несколько лет, когда человеку удается доказать, что он образованный и состоятельный человек, он может удостоиться гражданинства. Почему? Потому, если власти богатой страны не будут препятствовать беднякам селиться в ней, ее экономический статус может пошатнуться и высокое место на карте мира снизиться.
Точно так вели себя и жители Содома. Их страна была богата полезными ископаемыми, они обладали большим имуществом и понимали, что наверняка из-за этого многие пожелают поселиться у них, а тогда им придется заботиться о многочисленных социальных случаях. Поэтому они и объявили: «Ни за что! Не желаем гостей!»
Чтобы заставить бедняков избегать города, они поставили заповедь цдаки вне закона. А чтобы и гости не заходили, они провели свои широко известные своей жестокостью законы. Приведем пример. Один из законов был таким: тот, кто идет по мосту над рекой, протекающей в городе, должен заплатить пятьдесят монет. А тот, кто хочет обойти вокруг – должен заплатить сто. Тот, у кого есть коровы, должен один день в году пасти коров всех жителей Содома. А тот, у кого нет своих коров – должен пасти все стадо два дня в году.
Логика, стоявшая за этими законами, была простой: намекнуть тем, у кого нет денег или имущества, держаться подальше от этого места. Если у тебя нет пятидесяти монет – не поднимайся на мост, а если у тебя нет денег – вообще не заходи в Содом! Тот, кто доказывает, что способен платить, может стать гражданином Содома, а тот, у кого нет – так ему жители быстро покажут, где выход…
Так что на самом деле, законы Содома не были таким уж искаженными, они были очень логичными.
Логика, основанная на отрицании Творца
Вы знаете, в джунглях никогда не открывали благотворительных организаций или больниц. Потому, что в джунглях сильные побеждают, а слабые погибают. Раненому тигру никто не приносит подкрепиться, наоборот – другие животные добивают его и поедают.
Жители Содома переняли эти законы джунглей и сказали: мы – развитые обезьяны. Поэтому мы должны жить по закону «сильный выживает, а слабый погибает». Мы не заинтересованы в поддержке слабых.
Через несколько тысяч лет Гитлер, да будет стерто его имя, заново провел в жизнь эти принципы и убивал инвалидов и сумасшедших, которые не приносят никакой пользы обществу.
Мировоззрение Торы кардинально противоречит этим принципам: человек – это не высшая ступень обезьяны, а венец Творения! Поэтому он не имеет права вести себя как
животные в джунглях.
Тора обучает нас заповеди цдаки, милосердия, и говорит (Ваикра, 25): «Если брат твой обеднеет… поддержи его». Мы обязаны заботиться о ближних, чтобы выучить один важнейший урок: человек не создан для себя! Мы созданы для других, и наша задача – помогать и давать им добро, насколько мы можем!
Содомское «гостеприимство»
Наши мудрецы рассказывают, как один человек шел из Хеврона в Эйлам. Когда стемнело, он стал искать какое-нибудь пристанище переночевать. Разумеется, никто из жителей Содома не открыл ему дверь. Однако неожиданно к нему подошел человек по имени Шик и спросил, что он ищет на улице.
«Я ищу место переночевать», — ответил путник.
«Идемте ко мне! С радостью! – ответил Шик, — Есть ли у вас какие-то ценности?»
«Да, веревка, которой я привязываю осла, и разноцветный коврик, который кладу на него».
«Дайте мне, я положу их в надежное место», — предложил хозяин.
Наутро путник встал, и хотел было отправиться в путь, но Шик остановил его: «Не обижайте меня, вы ведь еще не ели, подождите немного, приготовим в вашу честь роскошную трапезу». Гостю было неудобно отказываться, и он согласился подождать. Ждать пришлось немало: пока корову зарезали, пока разделали мясо и приготовили – только к обеду еда была готова.
«Большое спасибо!» – сказал путник и встал, собираясь идти.
«Куда вам спешить? – стал его уговаривать хозяин, — скоро уже стемнеет, нет смысла отправляться в путь затемно. Оставайтесь еще на одну ночь!»
На следующее утро, когда он хотел уходить, снова Шик стал уговаривать его позавтракать. Когда, наконец, путник уже окончательно собрался в дорогу, Шик приветливо попрощался с ним. «Минутку, — вспомнил путник, — а где мой ковер?»
В этот момент неожиданно вмешалась жена: «Э, он еще не заплатил нам за еду!»
«Ничего страшного, — махнул рукой Шик, — гостеприимство – важное дело! Так что вы там говорили о ковре?»
«Я же оставил у вас разноцветный ковер и длинную веревку!»
«Ой, какой хороший сон вам приснился! Давайте я вам его объясню: длинная веревка – это значит, что у вас будет длинная жизнь, а разноцветный ковер – что у вас будет большое поле с разными видами овощей и фруктов!»
«Какой еще сон? Я вам отдал ковер и веревку на хранение!»
«Ну, я вам уже все объяснил. За разъяснение снов я беру обычно четыре монеты, но с вас возьму только три. Смотрите, как я вам хорошо объяснил сон: веревка – длинная жизнь, ковер – фруктовый сад».
«Ничего мне не приснилось. Верните мои вещи!»
«Уважаемый, вы обвиняете меня в воровстве? И это после того, как я вас так радушно принял, да еще и объяснил вам сон к добру? Если так – то платите полную цену, четыре монеты! Это просто нахальство! И за еду и ночлег тоже заплатите! Что вы себе думаете? Какое низменное поведение!»
«Я вам все заплачу, только верните мои вещи!»
Однако не с кем было говорить. Делать нечего, путник решил обратиться в суд. «Шик предложил мне переночевать у него, забрал мой ковер и веревку и положил себе в сейф, а теперь утверждает, что ничего такого не было!»
Судья выслушал его и зачитал постановление суда: «Мы все в Содоме знаем Шика, он занимается объяснением снов. Порядочный человек, никогда никого не обманывал. А вы обвиняете его в краже, да еще и после того, что гостили у него два дня подряд — бесплатно? Я постановляю: вы обязаны заплатить за еду и ночлег по высшему тарифу, заплатить полную стоимость объяснения сна, и кроме того, выдать ему компенсацию за порчу репутации. Так что ваш осел тоже останется у него!»
Сатан – отражение жителей Содома
Рав Шалом Меир Валлах говорит, что, кроме описания злодейства жителей Содома, наши мудрецы желают этим мидрашем дать нам важный урок: человек приходит в этот мир с «ослом» – это его физическое тело. (На иврите слово хамор – осел, и хомер – материя – имеют явную связь. Когда Тора или мудрецы упоминают осла, обычно речь идет о материальности – прим. пер.) Кроме того, он получает голову – мозг и разум, позволяющие ему понимать, запоминать и думать. Это подобно волшебному ковру, полному разных цветов и качеств. Еще одна вещь, которую человек получает, приходя в этот мир – это «веревка», чья функция – связывать вместе духовное и материальное. Этой веревкой он освящает этот мир и превращает любое действие в духовное. Например, если он желает что-то съесть, он прежде говорит благословение на еду.
Когда человек приходит в этот мир, он встречает господина Шика. Кто это такой? Очень просто: это шик-карная машина за дверью, это роскошный дом, модная одежда… Весь мир полон красоты, роскоши и шика!
Человек отдает ему на хранение свои мыслительные инструменты и свое понимание, и так они превращаются в инструменты, служащие ему в этом мире.
Когда он приходит в Будущий мир, он обращается к Шику и просит свои вещи обратно.
Однако тот насмехается над ним: «Какой хороший сон тебе приснился! Теперь ты должен заплатить мне за свой сон: ты не только не воспользовался дарами, которые получил, ради Будущего мира, а еще и должен заплатить за то, что пользовался ими для этого мира!»
Меньше копейки
Еще один пример приводят наши мудрецы, чтобы показать злодейство содомитян: когда человек приходил, скажем, на рынок, чтобы продать что-то, каждый подходил, брал чуть-чуть, и… товар заканчивался. Несчастный продавец кричал: «Воры! Грабители!», а все отвечали ему: что, мол, ты кричишь? Я взял совсем чуть-чуть, на сумму меньше копейки!
Любому ясно, что если человек заходит в магазин и просит у продавца четыре килограмма семечек, продавец требует заплатить за это.
Но жители Содома приходили один за другим, и каждый пробовал буквально по паре-тройке семечек, пока все они не кончались.
Это «содомское поведение» точно отражает действия дурного начала: если бы оно пришло к человеку и потребовало два года его жизни, тот бы сразу сказал: «Что за глупости? Чтобы я разбазарил два года своей жизни впустую?» Поэтому дурное начало «ворует» всего лишь пять минут, в другой раз – три, а в третий раз – десять минуток… Ну, меньше копейки. А в итоге в конце жизни, человек видит, что полжизни он проспал, треть жизни – был занят едой, а все остальное разбазарил…
Как говорил Хафец Хаим: «С чем мы придем туда (в Будущий мир) – со щепоткой табака?»
Перевод: г-жа Л. Шухман