Тецаве — Дети – «одежда» родителей

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

658
истинная тшува

Недельная глава Тецаве

«Пояс поверх эйфода должен составлять с ним единое целое…».

Рав Йосеф Хаим из Багдада говорит в своей книге «Од Йосеф Хай», что дети называются «одеждой» родителей, как сказано о первосвященнике раби Йеошуа (Захария, 3:4): «Снимите с него запачканные испражнениями одежды». Спрашивает Гемара (Санедрин, 93а): «Разве можно представить себе, что раби Йеошуа носил такую грязную одежду? Конечно, нет. Это намек на его сыновей, которые женились на нееврейках».

Из стиха нашей недельной главы мы учим очень важное правило воспитания детей. Буквальный перевод этого стиха таков: «Пояс поверх эйфода по его деяниям из него будет». То есть, если человек желает, чтобы его дети выросли хорошими людьми и шли по пути Торы и заповедей, он должен сам вести себя положительным образом. И «по его деяниям» – в соответствии с его поступками, «из него будет» – на его примере дети будут учиться, как вести себя в жизни.

В книге «Воспитывай на примере увиденного» приводится история, которая демонстрирует, насколько поведение родителей в доме и их отношение к святым ценностям народа Израиля влияет на детей и на путь, который они выбирают себе.

Рав Плитник, ученик Хафец Хаима, был главным раввином города Ливерпуль в Англии. Он был большим праведником и великим мудрецом Торы, однако не особенно преуспел в отношениях со своей общиной. Особенно он страдал от попечителя общины, который был богатым и твердым человеком, обладавшим собственным мнением по любому вопросу, и не упускал ни одного случая омрачить жизнь рава, выразить свое пренебрежение к нему и его постановлениям.

Однажды он пришел к раву и, заливаясь слезами, рассказал, что его единственная любимая дочь сообщила ему, что собирается выйти замуж за нееврея, Б-же упаси!

«Что мне делать, рав?» – рыдал богач и умолял рава простить ему все его выходки за последние годы, и поговорить с дочерью, переубедить ее, и заставить отказаться от этого ужасного шага.

Конечно же, рав простил его, и согласился поговорить с девушкой. Он попросил богача привести девушку к нему.

Дочь согласилась на просьбу отца и пришла к раву Плитнику. Рав стал говорить с ней, объясняя, как она разрушит свою жизнь и жизнь своих родителей, если решится выйти замуж за нееврея. Беседа была очень длительной, рав описывал девушке все последствия ее шага. Она слушала терпеливо и вежливо, однако достучаться до ее сердца раву не удалось. Его слова вовсе не проникали внутрь.

Через несколько дней богач пришел к раву и стал возмущаться: «Рав, почему вы мне не помогли? Почему не смогли повлиять на мою дочь и уговорить ее отказаться от этой глупой идеи?»

Рав Плитник грустно вздохнул и сказал: «Давайте-ка, я расскажу вам историю, которую слышал от своего учителя Хафец Хаима.

Один известный врач смог изобрести лекарство от одной из самых тяжелых болезней его времени, от которой умирало множество детей. По доброте своей он ездил из города в город, из деревни в деревню, и бесплатно лечил несчастных детей.

Чтобы сэкономить время, он заранее сообщал, что в такой-то день будет в таком-то месте, и со всех окрестностей туда собирались люди, жаждущие исцеления. Когда врач приезжал, он лечил всех – и так за более-менее короткое время вылечивал сотни и тысячи людей.

Однажды ему пришлось проезжать через густой лес, полный хищных зверей и жестоких разбойников. Разбойники напали на его, отняли немного денег, которые у него были с собой, но самое страшное – отобрали чемоданчик с его уникальными инструментами, с помощью которых врач готовил лекарство. Увидев, что в чемоданчике нет золота и бриллиантов, они бросили его в реку, насмехаясь над отчаянными криками врача…

С огромным трудом врачу удалось сбежать от них, он был счастлив, что остался в живых. Однако сердце его наполнилось горем, когда он вспомнил о сотнях больных, чьи надежды будут разбиты: ведь пока он сможет достать новые инструменты и приготовить лекарство, пройдет немало времени, и для многих из них будет уже поздно…

Когда врач пришел в город, где его ждали, и увидел очередь, терпеливо стоящую у дома, где он должен был принимать больных, он чуть не упал в обморок: первым в очереди был глава разбойников, тот самый, который только вчера с громким смехом высыпал в реку содержимое драгоценного чемоданчика. А теперь он стоял, держа на руках больного сына, и ждал, как и все остальные, что врач поможет ему.

Сам разбойник не узнал врача, и спокойно вошел на прием. Врач обследовал мальчика и сказал: “В принципе, я мог бы вылечить вашего сына. Но вчера со мной приключилась беда: на меня напала шайка разбойников, они отняли все мои деньги и бросили в реку мои инструменты, несмотря на то, что я умолял их оставить мой чемодан и пытался объяснить, что меня ждут больные, для которых мое лекарство – единственный шанс на спасение жизни. Увы, при данных обстоятельствах, я не могу вам ничем помочь…”

В тот момент отец понял, что это он – тот, кто ограбил врача. А значит, отнял у своего сына надежду на исцеление. Он разрыдался и стал рвать на себе волосы от горя, но исправить уже ничего было нельзя…»

Рав Плинтик завершил историю и посмотрел на богача: «Знайте, что мудрецы Торы обладают силой оказывать влияние на других и помогать им идти верным путем. Но для этого им нужны их инструменты. А эти инструменты – не что иное, как атмосфера почтения к Торе, к мудрецам Торы, понимание их ценности, уважительное и корректное отношение к ним.

Если к мудрецам Торы относятся подобающим образом – они могут влиять на других людей к добру, но если пренебрегают ими – их влияние ослабевает.

Так что, увы, и мне нечего сказать вам, кроме того, что вы собственными руками отняли у меня возможность спасти вашу дочь. Ведь вы постоянно воспитывали ее в атмосфере пренебрежения ко мне и ко всему, что я собой представляю. Поэтому мои слова и не оказали на нее никакого влияния…»

Попечитель общины хорошо понял сказанное равом. Повесив голову, он отправился домой.

Поэтому каждый, кто желает вырастить своих детей на ценностях Торы и иудаизма, должен знать железное правило: в доме должна царить атмосфера большого почтения и смирения перед мудрецами Торы, бесконечного уважения к ним и ко всему святому и драгоценному в народе Израиля. Только так дети смогут вырасти евреями, преданными Торе и Всевышнему.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88760