Недельная глава Шмини
«Сделайте то, что повелел Г-сподь, — сказал Моше, — и явится вам Слава Г-спода» (9:6)
Простой смысл этого стиха: здесь народ Израиля получает заповедь приносить жертвы, и если они сделают это, как следует, то удостоятся раскрытия Шхины. Однако Бен Иш Хай в книге «Од Йосеф хай» объясняет, что у этого стиха есть более глубокий смысл, указывающий на то, как Всевышний управляет этим миром.
Есть два варианта управления миром, — говорит Бен Иш Хай, — управление посредством чудес и управление «естественное», согласно законам природы. Когда сыны Израиля достойны, они удостаиваются чудесного управления, а когда недостойны – Всевышний ведет Себя с ними естественным путем.
Намек на два эти вида управления мы находим в «Песни песней» (2:9): «Наблюдает (за мной) через окна, подглядывает в щели». Когда Всевышний совершает явные чудеса – это «наблюдение через окна», ведь через окно можно увидеть и того, за кем наблюдают, и того, кто наблюдает. Естественное управление – это «подглядывает в щели»: тот, кто наблюдает – видит своих подопечных, а они его не видят. Это вид управления миром, который мы ощущаем в наше время: Всевышний делает все и знает все, но мы не видим Его.
Это управление появилось из-за наших грехов, как сказано (там же): «Вот он стоит за нашей стеной» – как будто из-за наших грехов есть стена, разделяющая нас и Шхину, поэтому мы не удостаиваемся видеть Того, Кто наблюдает за нами. Получается, что различие между «наблюдает через окна» и «подглядывает в щели» зависит от нас, от того, достойны мы или нет.
Об этом и говорит здесь Тора, — продолжает Бен Иш Хай, — тот, кто желает удостоиться «явится вам Слава Г-спода», а именно – увидеть «Наблюдающего», удостоиться чудесного управления его жизнью, должен обратить внимание на начало стиха: «сделайте то, что повелел Г-сподь». А именно – нам следует выполнять то, что повелел Всевышний, в точности, без изменений, компромиссов и личных интересов. Если мы не будем вести себя так – наблюдение Всевышнего за нами будет происходить способом «подглядывает в щели».
Рав Йеуда Цадка добавляет, что эта идея объясняет нам кажущееся противоречие между двумя высказываниями мудрецов по поводу расходов на Шаббат. В трактате «Бейца (15б) говорится: «Сказал рабби Йоханан от имени рабби Эльазара, сына рабби Шимона: «Всевышний сказал народу Израиля: «Сыны мои, берите взаймы от Моего Имени и освящайте этот день, доверяйте Мне, и Я верну долг»». Отсюда можно понять, что следует брать в долг, чтобы покупать все необходимое на Шаббат, а Всевышний обязуется вернуть этот долг.
С другой стороны, в трактате «Шаббат» (118а) сказано: «Сделай свой Шаббат (подобным) будничному дню, и не нуждайся в помощи людей». Возникает вопрос: как же человек должен себя вести?
Очень просто. Тому, кто живет согласно сказанному: «сделайте то, что повелел Г-сподь», и вся его жизнь посвящена Небесам, Всевышний обещает: «берите в долг от Моего Имени, а Я верну долг». Однако тот, кто живет не так, и Шаббат у него «свой Шаббат» – Шаббат для него, о нем Всевышний говорит: «сделай свой Шаббат подобным будням…»
Поскольку мы не можем свидетельствовать о себе, что все наши деяния мы делаем в совершенстве и ради Небес, для нас закон таков: нельзя брать в долг, не зная, откуда будет возможность вернуть его, поскольку есть известное правило – не полагаются на чудо.
Перевод: г-жа Л. Шухман