
Недельная глава Шмот
«Еврейские женщины – не такие, как египетские, они живучие. Рожают прежде, чем акушерка приходит» (1:19)
Давайте представим себе следующую ситуацию: мы встречаем еврея, скажем, из Гибралтара. Завязываем с ним дружескую беседу и интересуемся, в том числе, его профессией. «Я – техник по ремонту стиральных машин», — отвечает он. «Ну и как, есть работа?» – спрашиваем мы. «Слава Б-гу, не жалуюсь», — говорит наш собеседник. «А какой у вас стаж?» – задаем мы вопрос. «Да лет двадцать уже», — отвечает он. «А какие стиральные машины вы чините?» Он удивляется: «Что за вопрос? Все виды, какие существуют на рынке». Мы продолжаем интересоваться: «А какую фирму предпочитают у вас в Гибралтаре?» А он в ответ: «Да вообще-то у нас в Гибралтаре нет стиральных машин, хозяйки стирают вручную…»
Как вы считаете, последний ответ вписывается хоть в какую-то логику?! Ведь если люди не пользуются стиральными машинами, как можно заниматься их починкой? А если так – как может быть, что тот человек на протяжении последних двадцати лет зарабатывал на жизнь ремонтом стиральных машин? Что-то тут слишком странно!
Фараон, египетский царь, нанимает двух главных еврейских акушерок с большим опытом и стажем – Шифру и Пуу. Прежде, чем нанять их, он наверняка провел с ними интервью, чтобы выяснить, насколько они опытны и профессиональны. «Какой у вас стаж работы?» – «Двадцать лет». – «И как, зарабатываете неплохо?» – «Слава Б-гу, еврейские женщины часто рожают». Их профессиональный уровень производит на фараона хорошее впечатление, и он дает им задание: «Когда вы будете принимать роды у еврейских женщин, если увидите на родильных камнях, что младенец – мальчик, убивайте его. А если девочка – пусть живет». Акушерки вроде бы соглашаются. Однако через несколько недель фараону доносят, что все новорожденные мальчики остались в живых, никто их и пальцем не тронул. Он тут же вызывает акушерок и обвиняет: «Что это вы делаете, почему оставляете детей в живых?» А они оправдываются: извините, мол, мы вообще не помогаем женщинам рожать. Нам, еврейским женщинам, акушерки не нужны: «Еврейские женщины не такие, как египетские, они живучие: рожают до того, как повитуха придет к ним».
Ну, разве такое может быть? Ведь фараон выбрал их, после того, что убедился, что они – профессиональные и опытные акушерки, и после того, что получил их согласие выполнять задание. Как так они вдруг отвечают ему, что никогда этим не занимались, и вообще у евреев нет такой профессии?
Более того – если, предположим, это правда, они должны были сказать фараону сразу же, когда он дал им задание, а не ждать до этого момента!
Конечно, понятно, что они искали какое-нибудь оправдание, почему не выполнили приказ фараона. Но почему они выбрали самый нелогичный ответ, который можно только придумать? А самое поразительное – что фараона удовлетворил этот ответ, он показался ему убедительным! Как это возможно? Он должен был разозлиться на них и дать им самое тяжкое наказание за то, что они осмелились нарушить приказ царя, да еще и придумали какое-то смехотворное оправдание!
Чтобы понять, что тут произошло, нужно немного объяснить, в чем заключается суть заповедей Торы. Есть заповеди и законы, которые Тора повелевает нам, и можно понять логику, заложенную в них. Однако есть и такие, которые человеческому разуму кажутся лишенными всякого смысла.
Например: еще несколько сотен лет назад, до эпохи научного прогресса и технологий, мировая экономика и вообще существование человеческого рода базировались на сельском хозяйстве. Чтобы получить хлеб, человеку приходилось пахать, сеять, собирать урожай, молотить, провеивать, отбирать зерна, а потом – молоть муку, просеивать ее, месить тесто и выпекать. Чтобы у него была одежда, нужно было состричь шерсть с овцы, постирать ее, расчесать, свить нити, соткать ткань и сшить одежду. Вся деятельность крутилась вокруг полевых работ и домашних животных, которыми обеспечивали пропитание, продавали и покупали. Однако, чтобы поля приносили хороший урожай, необходимо постоянно обрабатывать их и поддерживать в нужном состоянии. На поле человека, который будет лениться и не станет ежедневно проводить полевые работы, вырастут лишь сорняки.
И вдруг Тора велит всему народу Израиля отдыхать от работы в Шаббат: «Шесть дней работай и занимайся своим ремеслом, а седьмой день – Шаббат Г-споду, Б-гу твоему, не делай никакой работы» (Шмот, 20:8-9). Ну, разве это логично? Ведь согласно естественному ходу вещей, остановка работы можете привести к потере результата предыдущей работы. Но это еще ладно. Раз в семь лет Тора требует от нас остановить все сельскохозяйственные работы на целый год! Это уже вообще ни в какие ворота не лезет!
Ответ на все эти вопросы абсолютно прост: «логично» или «нелогично» – лишь в соответствии с понятиями и представлениями человеческого разума! Когда же веление исходит от Творца мира – здесь нет места ограниченному человеческому разуму, и все правила логики и понимания просто не действуют!
Тому, кто слушается голоса Творца и делает то, что Он велел, обещано, что это не нанесет ему никакого ущерба!
Если Тора повелевает «А седьмой день – Шаббат Г-споду, Б-гу твоему», и человек боится Б-га и выполняет Его приказ – не производит в Шаббат никакой работы, то ему обещано, что Шаббат будет для него «источником благословения», как сказано: «Всевышний благословил день Седьмой».
Теперь мы можем понять смысл ответа еврейских акушерок. Если бы они отказались выполнять приказ фараона потому, что это бесчеловечная жестокость, им бы на самом деле пришлось искать какое-то приемлемое объяснение, которое произведет на фараона впечатление. Однако причиной невыполнения его приказа был именно трепет перед Б-гом, который и руководил всеми их действиями, как свидетельствует сама Тора: «Акушерки боялись Б-га и не делали так, как повелел им царь Египта». В таком случае им не нужно трудиться искать какое-то логичное объяснение их действиям. Даже если это оправдание будет совсем смехотворным – им обещано Свыше, что фараон примет его, убедится в его верности и не тронет их.
*
Рассказывают такую историю о раве Фрайнде, деде рава Моше Арье Фрайнда, главы раввинского суда «Эда Харедит». Рав Фрайнд был раввином в Венгрии, и, судя по всему, находился в хороших отношениях с местным правителем, императором Австро-Венгрии Францем Йозефом. Однажды тот подарил ему красивую трость, какими в то время пользовались многие уважаемые люди. У трости был только один «небольшой» недостаток: ее набалдашник был украшен крестом! Рав стал думать, что делать: с одной стороны, если он срежет крест, это разгневает императора. С другой стороны, нельзя держать дома крест, о котором сказано: «Не делай себе божков…»
В итоге рав решил срезать крест.
Прошло некоторое время, его снова пригласили на визит к императору. Когда тот увидел трость без креста, он сразу же спросил: «Где крест?»
Рав ответил: «Ваше величество, мне так понравился Ваш подарок! Такая замечательная, крепкая трость! Единственная проблема – она была высоковата для меня, так я решил ее немного укоротить».
«А почему Вы не укоротили ее снизу?» – резонно спросил король.
«Да ведь снизу все было в порядке, — ответил рав, — трость доставала до пола, вровень с моими ногами! Это сверху она была высока, так что я был вынужден укоротить именно верхнюю часть…»
И представьте себе, этот ответ, глупее которого и быть не может, был принят императором!
Отсюда мы учим очень важный урок: ведь если рассуждать логично, не было ни малейшего шанса, что этот ответ удовлетворит императора! Наоборот, он мог принять это, как насмешку, и разгневаться еще больше. Но если человек идет «под руку» со Всевышним, ему нечего волноваться! Даже самое смешное оправдание пройдет…
А если идти без Всевышнего – даже самая большая мудрость человека не спасет.
Тот, кто идет по пути Торы, выполняет заповеди Всевышнего и Его волю – на него не распространяются правила человеческой логики. Ему обещано, что никто не сможет причинить ему вред!
Перевод: г-жа Л. Шухман