Недельная глава Шмот
По беседе рава Реувена Карленштейна
«Когда Моше вырос, он пришел к своим собратьям, и увидел их страдания» (2:11)
Раши: «»Увидел их страдания» – раскрыл свои глаза и сердце, чтобы сопереживать им».
Книга «Берешит» называется еще «Книгой Прямых», по именам наших святых праотцов, которые были прямыми и праведными людьми, и в этой книге описывается их жизнь. Книга «Шмот» вначале описывает жизнь Моше рабейну, величайшего из пороков. И что мы видим – первое действие Моше рабейну, о котором Тора рассказывает нам, это «пришел к своим собратьям, и увидел их страдания». Однако мы не находим здесь ни одного действия, которое Моше рабейну совершил активно, по своей инициативе. Что означает «увидел их страдания»? Раши открывает нам чудесную тайну: «раскрыл свои глаза и сердце, чтобы сопереживать им». Моше не сделал никакого действия, он только дал своим глазам увидеть, а сердцу – почувствовать страшную боль своих соплеменников, стонущих под гнетом египетского рабства.
Сразу же после слов «увидел их страдания», после того как он раскрыл свое сердце для того, чтобы сочувствовать им, ощущать их страдания, в том же стихе Тора рассказывает: «он увидел египтянина, который бьет еврея, одного из его собратьев».
Почему написано дважды «увидел» – «увидел их страдания» и «увидел египтянина»? Потому, что, если бы он не увидел их страдания, не раскрыл свое сердце для сочувствия им, он, вполне вероятно, не увидел бы и того, что египтянин бьет еврея. Он бы сказал: «Да он не совсем его бьет, он только его немного толкнул, не надо раздувать тут историю…»
Когда можно увидеть, что другой человек страдает? Только после того, как раскрывают глаза и сердце, чтобы чувствовать ближнего, огорчаться за него, разделять с ним его тяжкую ношу. Тогда «увидел» – тогда начинаешь видеть, что ситуация у друга непростая, что у одного есть проблема, что другой страдает…
Когда хочешь почувствовать ближнего – начинаешь видеть, что он нуждается в помощи и разделяешь с ним его ношу. Именно это – первое, что святая Тора рассказывает нам о Моше рабейну.
Мудрецы говорят, какой награды Моше удостоился за то, что «увидел их страдания». Позднее, когда Всевышний раскрылся ему в горящем кусте, сказано: «Б-г увидел, что Моше свернул посмотреть (на чудо). Воззвал к нему Б-г из горящего куста». Там Всевышний обратился к нему и сообщил, что он будет первым избавителем всего народа Израиля. Как мы обычно это понимаем? «Б-г увидел, что он свернул посмотреть…» – когда Всевышний увидел, что Моше свернуть посмотреть на чудесный куст, почему он горит и не сгорает, он воззвал к Моше и раскрылся ему. Однако наши мудрецы (Мидраша Раба, Шмот, 1:27) объясняют этот стих по-другому: Всевышний увидел, что Моше «свернул» с пути своих дел, чтобы увидеть страдания евреев. Именно поэтому Он «воззвал к Моше из горящего куста». И ранее Мидраш описывает, что такое было «увидел их страдания»: он видел их страдания и плакал, говоря: «Как мне жаль вас, я был бы готов умереть за вас!» Нет более тяжелой работы, чем работа с глиной, и Моше подставлял плечо, помогая каждому еврею в этой работе. Тогда Всевышний сказал: «Ты оставил свои дела и пошел смотреть на беды Израиля, и вел себя с ними, как их брат – Я тоже оставлю верхние и нижние (миры) и буду говорить с тобой»».
Так рос Моше рабейну, и так он стал главой народа Израиля, благодаря тому, что «видел их страдания».
Историю о Хафец Хаиме, которую я сейчас расскажу, я слышал от рава Шалома Швадрона. Один учащийся ешивы в Радуни, назовем его Яаков, заболел эпилепсией. Он пришел к Хафец Хаиму и рассказал ему о своей беде: болезнь очень тяжелая, и врачи ничем ему не могут помочь. «Рав, — плакал он, — что со мной будет, смогу ли я когда-нибудь выздороветь?» Хафец Хаим почти не отреагировал, только спросил, что говорят врачи.
Через некоторое время он подошел к Яакову и сказал: «Ты рассказал мне, что очень страдаешь от эпилепсии. Есть у меня совет для тебя, но я дам его только, если ты пообещаешь, что никогда в жизни не откроешь никому этот секрет – как ты выздоровел».
Юноша, конечно же, согласился, и Хафец Хаим продолжил: «Поезжай в такой-то город, подойди к городскому раввину, расскажи ему о своей болезни и попроси благословения. Он благословит тебя, и ты, с Б-жьей помощью, выздоровеешь. Только помни мое условие – никому, ни в коем случае не рассказывай, как ты выздоровел!» – «Разумеется, рав, не буду рассказывать…»
Яаков поехал в тот город, все рассказал местному раввину, тот, естественно, с радостью тепло благословил его, и через короткое время юноша исцелился от своей тяжелой болезни.
Прошло несколько лет, Яаков женился, появились дети, и все было хорошо, пока сестра его жены не заболела эпилепсией. В семье знали, что молодой зять когда-то был болен этой болезнью и выздоровел. Они не знали, кто и что ему помогло, только слышали, что ему удалось выздороветь. Они стали расспрашивать Яакова: «К какому врачу ты ходил? В какой больнице лежал? Какие лекарства принимал?» Но он только отмахивался: «Я не могу вам ничего сказать по этому поводу…» Однако домочадцы не отставали. Расспрашивали его снова и снова и пытались пробудить его жалость: «Смотри, как твоя родственница страдает, неужели ты не можешь пожалеть ее и раскрыть секрет, как ты сам вылечился от этой тяжелой болезни?»
Так они донимали его день за днем, пока он больше не мог увиливать от ответа. «Какая разница Хафец Хаиму, что я расскажу, и кто-то еще выздоровеет в заслугу этого?» Он-то сам уже давно забыл, что когда-то был болен, так что пребывал в отличном расположении духа. Короче говоря, после долгих колебаний Яаков решил поделиться тайной. Собрал своих домочадцев и стал рассказывать: «Знайте, что вылечил меня не простой врач, и даже не знаменитый профессор. Я поехал в такой-то город, местный раввин благословил меня, и с тех пор я совершенно здоров!» Не успел он закончить свои слова – как вдруг упал на пол. Приступ эпилепсии. Болезнь вернулась во всей силе…
Увидев, что произошло, Яаков собрался и поехал в Радунь, к Хафец Хаиму: «Простите меня, рав, — стал плакать он, — моя свояченица заболела эпилепсией, и семья стала страшно давить на меня, чтобы я раскрыл секрет своего выздоровления. Я не выдержал и рассказал, и сразу же после этого заболел заново. Пожалуйста, рав, пошлите меня снова к какому-нибудь праведнику, чтобы я выздоровел!»
Хафец Хаим выслушал его, глубоко вздохнул и сказал: «Увы, сынок, на этот раз я не могу ничего тебе помочь…»
«Почему, рав? – стал молить его Яаков, — Ведь в прошлый раз вы отправили меня к тому раввину, и это помогло. Сейчас я тоже готов поехать куда угодно, даже на край света, только бы вылечиться от этой ужасной болезни!»
Хафец Хаим горько улыбнулся. «Понимаешь, — обратился он к своему ученику, — тогда, много лет назад, когда ты пришел ко мне и рассказал, что ты болен, и врачи не находят тебе лечения – я постился за тебя сорок дней, чтобы ты выздоровел. А теперь я уже состарился, у меня нет сил поститься… Так что мне нечем тебе помочь».
Хафец Хаим не желал, чтобы люди знали о его великой силе, поэтому «спрятал» спасение, послав юношу к раввину другого города. Однако на самом деле тот выздоровел благодаря сорока постам великого мудреца…
**
Рав Шах, говоря траурную речь о великом Адморе раве Йоэле из Сатмара, упомянул следующую историю: однажды поздним вечером к Адмору домой постучался один еврей. Он был одет в обноски и сильно хромал. «Рабби, — воскликнул этот еврей, — и разразился слезами, — у меня в доме нечего есть, дети ходят в лохмотьях… Огромные долги из-за дорогих лечебных процедур висят на моей шее, и заимодавцы не дают спокойно жить… Несколько лет назад я поранился, и не было денег как следует вылечить рану, в итоге в рану попала инфекция, началась гангрена, и ногу ампутировали…»
Светлый взгляд рабби потемнел от горя, когда он услышал такую тяжелую историю. В его глазах заискрились слезы.
«На этом мои беды не кончились, — продолжал тот, — потом моя жена заболела и умерла, оставив меня с маленькими детьми, которым так нужна мама… Ведь только папы всегда недостаточно… А теперь моя дочь подросла – а у меня есть в приданое одни долги…»
Слезы покатились по лицу рава, исчезая в его длинной бороде…
«Рабби! – вскричал еврей, — если вы мне не поможете – мы с детьми не сможем продолжать держаться…»
Рав Йоэль протянул руку, открыл ящик стола и достал большую сумму денег, подобную которой не раз давал на цдаку, и протянул несчастному еврею. Лицо того просияло, он рассыпался в благодарностях и поспешил выйти из дома. Через несколько секунд, после того, что он ушел, в комнату рабби вошел габай. «Рабби, — возмущенно сказал он, — этот еврей вам рассказывал, что ему отняли ногу, а я сейчас видел, как он бежал чуть ли не вприпрыжку, как абсолютно здоровый человек!» Рабби встал с места, на его лице было написано радостное волнение. «Слава Б-гу! – воскликнул он, — Ты меня по-настоящему порадовал, сообщив, что у этого еврея есть две ноги! Дай Б-г, чтобы мы всегда слышали только хорошие новости!»
Габай вышел, и снова вернулся, возмущенный больше прежнего. «Рабби! – вскричал он, — этот еврей не только не инвалид, я сейчас видел его с женой и детьми, и видно было, что это их мать, а не мачеха! А он вам наплел, что жена умерла и оставила его одного с малышами!» Габай был уверен, что теперь-то рабби точно велит догнать обманщика и заставить его вернуть деньги. Но рабби заново привстал со стула, с истинной радостью хлопнул в ладоши и сказал: «Какая радость, какая радость! Слава Б-гу, что его жена жива, и его горести не такие большие, как он описывал! Ну а деньги, которые я ему дал? Всевышний решил, что этому еврею полагаются деньги, которые он получил».
Адмор из Сатмара вовсе не думал о том, какая это наглость – огорчать его мягкое сердце такой беспардонной ложью, он весь был наполнен только великой радостью, что еврей, создание Творца, не страдает и не горюет, и радовался этому от всего своего чистого сердца.
Это пример, как человек в совершенстве ощущает горе ближнего: когда ему рассказывают, что все в порядке – его радость достигает Небес!
В конце нашей главы (5:14) сказано: «Надзирателей-евреев, которых поставили надсмотрщики фараона, избили и сказали им: «Почему ни вчера, ни сегодня вы не сделали прежде установленной нормы кирпичей?» За что побили надзирателей?
Мидраш рассказывает, что каждый надзиратель-еврей отвечал за группу из десяти евреев, а надсмотрщик-египтянин был главным над десятью надзирателями.
В конце дня, когда надсмотрщики пришли и увидели, что евреи не выполнили свою норму – они обвинили в этом надзирателей-евреев, что те недостаточно сильно заставляли работать своих несчастных собратьев. Поэтому египтяне и побили надзирателей-евреев. Те же беззвучно вынесли жестокие побои. Они не пытались переложить вину на евреев, мол, те работали недостаточно усердно, а честно признались: да, мы виноваты.
Какую награду они получили за это? Наши мудрецы рассказывают (Бемидбар Раба, 15:20): «Когда Всевышний велел Моше: «собери мне семьдесят человек из старейшин Израиля», тот сказал: «Владыка мира, я не знаю, кто достоин, а кто – нет». Тогда Всевышний сказал ему: «Я знаю, что это старейшины народа и его надзиратели». Те старейшины и надзиратели, которые подставляли свои спины, чтобы их били из-за недостаточной выделки кирпичей – пусть придут и займут этот великий пост. Потому Всевышний и сказал: «Я знаю, что это старейшины народа и его надзиратели», что они пожертвовали собой ради общины, и «несли вместе с тобой (Моше) бремя народа». Отсюда мы учим, что каждый, кто жертвует собой ради народа Израиля, удостаивается почета, величия и духа святого постижения».
Это – награда того, кто разделяет бремя ближнего и сопереживает его горестям.
**
До сих пор мы говорили о великом достоинстве соучастия в горе ближних, но в нашей главе мы видим, что есть вещь, которая тяжелее этого: соучастие в радости ближних!
Почему участвовать в радости труднее, чем участвовать в горе?
Если другой человек страдает, если у него какая-то проблема – то ведь сказано, что у еврейского народа есть три признака: они стыдливые, милосердные и делающие добро. Если еврей не задавит свое природное, изначально вложенное в него милосердие, то по сути своей он жалеет других, и когда другой страдает – это обычно трогает его сердце.
Но радоваться радостью ближнего – это труднее, поскольку, когда у другого все хорошо, и тем более – когда есть какая-то радость, например, кто-то из детей обручился, или он заработал крупную сумму денег, естественным образом человек думает: «А что со мной?» И тогда зависть поднимает голову: он, мол, счастливчик, а я такой несчастный… И если человек, несмотря на это, искренне радуется радостью ближнего – это очень большое достоинство!
Это достоинство мы находим у Аарона-коэна, который радовался, что Моше, его младший брат, был избран стать предводителем, можно сказать, царем, народа Израиля.
Конечно, нужно понимать, что у таких великих людей, как Моше и Аарон, не было места простой зависти, что, мол, Моше получает власть. Это для них полная ерунда, стыдно даже упоминать такое.
Однако есть здесь другой момент. Моше будет предводителем народа Израиля. Такому предводителю, который будет и главным раввином всего Израиля, дают невероятную помощь Свыше. Он получает все сокровища Высшей мудрости и святости – это все изливают на него Свыше, чтобы он передавал это народу Израиля. Здесь, действительно, Аарон мог почувствовать некую зависть – что Моше получит такие великие достоинства, такую несравненную близость к Творцу.
Когда Аарон, который был старше Моше, видит, что тот получит все эти сокровища, у него естественным образом должно было пробудиться это ощущение: «А что со мной?» Но Тора свидетельствует о нем: «Он увидит тебя и обрадуется в сердце» – это будет не только внешнее проявление радости, а настоящая, из самой глубины сердца, радость, что его брат удостаивается истинного, возвышенного духовного величия.
Такое сердце, которое способно радоваться величию брата, удостаивается Урим и Тумим. На них было написано тайное Имя Творца, и там народ Израиля удостаивался раскрытия Шехины, мог слышать слова Творца и получать Свыше ответы на вопросы, касавшиеся всего еврейского народа.
По правде говоря, это достоинство «увидит тебя и обрадуется в сердце» вовсе непростое дело, даже для Аарона-коэна!
Мы видим это из стихов Торы: Всевышний просит Моше рабейну идти выводить евреев из Египта, а он отказывается, как это приводится у Раши: «… отсюда мы учим, что семь дней Всевышний говорил с Моше из горящего куста, уговаривая принять эту миссию, пока не разгневался на него, и только тогда Моше согласился. И все это – потому, что Моше не желал отнимать величие у своего брата Аарона, который был старше его, и был пророком».
Моше рабейну не соглашался идти, поскольку его брат, Аарон, был старше его, и Моше опасался, что Аарону будет неприятно из-за этого. Поэтому Моше и сказал: «Пожалуйста, пошли через посланника» – пусть этим посланником будет мой брат Аарон, пусть он выполняет эту великую миссию: выводит народ Израиля из Египта.
Был ли Аарон достоин ее? Был ли он способен вывести народ Израиля из Египта? Да, он обладал всеми необходимыми для этого достоинствами, так же, как и Моше. Аарон а-коэн мог рассечь воды Красного Моря, и мог передать Тору народу Израиля. Мы учим это из вышеприведенных слов Моше. Моше имел в виду: Аарон достоин этого величия, у него есть все высочайшие достоинства!
Да, все у него есть, но Моше думал, что уровня «увидит и обрадуется» Аарон еще не достиг. Доказательство этому, что когда Всевышний сообщает ему: «он увидит тебя и обрадуется в сердце», Моше соглашается идти!
Мы учим отсюда, что настоящее соучастие в радости ближнего, это настолько возвышенный духовный уровень, выше, чем все остальные, что даже великий Аарон не факт, что достиг.
Насколько же это важно – радоваться радостью ближнего!
Порой бывает, кто-то рассказывает: «Я сегодня иду на свадьбу». «Чья свадьба?» – его спрашивают. «Соседа, он прислал мне приглашение, неловко отказываться – я ведь с ним каждый день встречаюсь в синагоге, если я не пойду – он обидится…» А другого спросят: «Ты идешь к такому-то на бар-мицву?» Тот отвечает: «Иду, а что делать… Он к моему сыну на бар-мицву приходил, неудобно не прийти…»
Это можно называть настоящим участием в радости ближнего?!
Рассказывают о раве Аврааме Гродзенском, который был машгиахом в ешиве «Слободка», что однажды ему пришлось поехать собирать деньги на ешиву. Однажды вечером, когда он находился в небольшой гостинице, он вспомнил, что в этот вечер женится один из учащихся ешивы. Рав Гродзенский встал посреди комнаты и стал петь и плясать, с большой радостью и воодушевлением.
Хозяин гостинице услышал странные звуки и подошел посмотреть, в чем дело. Он приоткрыл дверь и увидел, как рав поет и пляшет. Хозяин несколько минут стоял и пораженно смотрел на это странное зрелище. Он был уверен, что его уважаемый гость хорошенько выпил, и поэтому так развеселился.
Наутро он не выдержал и подошел к раву: «Уважаемый рав, — спросил он, — что с вами случилось вчера вечером? Сегодня не праздник, не шаббат и не новомесячье. Из-за чего вы так вдохновенно плясали вчера?»
«Очень просто, — объяснил рав Гродзенский, — вчера в Слободке состоялась свадьба одного из моих учеников. Я не мог на ней присутствовать, но какая разница? Я так ощущал эту радость – радость жениха и невесты, радость их родителей, что я участвовал в их празднике отсюда!»
И это – когда он не был на самой свадьбе…
Когда человек приходит на чей-то праздник, он должен ощущать, что это его собственный праздник! Не приходить туда ради галочки, чтобы увидели, что он пришел, а на самом деле радоваться, что Всевышний удостоил ближнего женить своего сына или дочь! Ощущать чувства ближнего – это самое совершенное выполнение заповеди «люби ближнего, как самого себя»!
Это и есть уроки, которые нам следует извлечь из нашей недельной главы: во-первых, разделять бремя ближнего – ощущать его боль, знать, в чем его проблемы, чего ему не хватает. Тот, кто на самом деле так чувствует – найдет и способ помочь ему. И, с другой стороны – радоваться радостью ближних. Так вырастают и становятся Моше и Аароном – великими предводителями народа Израиля.
Перевод: г-жа Лея Шухман