Хаей Сара — «Из глубин» по урокам гаона рава Моше Шапиро — Вера Ишмаэля

Дата: | Автор материала: Рав Симха Мандельбойм

2033

Ишмаэль – переходное звено

«Вот родословная Ишмаэля, сына Авраама, которого родила Агарь-египтянка… перед лицом всех братьев упадет» (Берешит, 25:12-18).

Глава Хаей Сара посвящена переходу от первого поколения святых праотцов ко второму – от Авраама и Сары к Ицхаку и Ривке. Вначале рассказывается о смерти нашей праматери Сары, а далее – о том, как для Ицхака была найдена супруга, как бы построено новое поколение, готовое продолжать путь Авраама и Сары. Затем говорится о смерти Авраама. После рассказа о его погребении, прежде, чем начать историю Ицхака, Тора говорит о потомстве Ишмаэля. Складывается впечатление, будто он тоже относится к главной теме раздела – к переходу от Авраама к Ицхаку. Это необходимо объяснить.

Ключ к разгадке находится в словах комментария «Бааль а-Турим» (Берешит 25:18), относящихся к последней фразе нашей главы: «”Перед лицом всех братьев упадет”, а рядом написано: “Вот родословная Ицхака” – когда падет Ишмаэль в конце дней, вырастет сын Давида из потомства Ицхака».

«Бааль а-Турим» очень кратко изложил глубокий смысл, заключенный в этих словах Торы. По его словам, здесь содержится план для всего Израиля на долгосрочную перспективу. История жизни Авраама соответствует периоду изгнания, предшествующему приходу Машиаха. Это время, когда народ Израиля должен сосредоточиться на служении и духовной работе, чтобы приготовиться к дням Машиаха, когда каждый станет наслаждаться плодами трудов своих. В отличие от этого, история жизни Ицхака соответствует периоду «конца дней». Имя Ицхак намекает на время, о котором сказано: «Тогда наполнит смех уста наши». Самим порядком повествования Тора раскрывает, что звеном, переносящим нас от «периода Авраама» к долгожданному «периоду Ицхака», является победа над силой, называемой Ишмаэлем, – «перед лицом всех братьев своих упадет». Из одного периода невозможно перейти в другой до тех пор, пока не исполнится сказанное в этом стихе. Это принцип, открытый нам Торой самим порядком изложения текста.

Итак, отыскав ключ, мы можем перейти к пониманию сути вопроса. Первое, что необходимо спросить: что определяет Ишмаэля? И как можно победить эту силу зла? Постараемся разобраться с этим.

Уникальность Ишмаэля

Наши святые мудрецы открыли особое качество Ишмаэля: «Сказал Билам: Святой, благословен Он, создал в мире семьдесят языков, но не поместил свое Имя ни в одном, кроме Израиля. И поскольку приравнял Он имя Ишмаэля к имени Исраэля [Исраэль, как и Ишмаэль, включает в себя Имя Всевышнего Э-ль], горе тому, кто будет жить в его дни, как сказано (Бемидбар 24:23): “Горе тому, кто будет жить в период того, в имя которого помещено имя Э-ль” [перевод на основе комментария]» («Пиркей де-раби Элиэзер», конец гл. 30).

«Почему он называется Ишмаэль? Ибо в будущем Святой, благословен Он, услышит стенания нашего народа из-за того, что сыны Ишмаэля будут творить на земле в конце дней. И назван Ишмаэлем, как сказано: “Услышит Б-г (ишма Э-ль) и ответит им”» («Пиркей да-раби Элиэзер», 32, рабейну Бехайе, Дварим, 37).

«Впрочем, в Торе уже объясняется смысл имени Ишмаэль – “Ибо услышал Б-г страдание твое”. Но поскольку это имя употреблено в будущем времени, мудрецы выучили, что есть и другой смысл – “В будущем услышит стенания…”» (Радаль).

Мудрецы открыли нам, что Имя Всевышнего неслучайно присутствует внутри имени Ишмаэля. Это указывает на то, что его потомки обрушат на евреев большие беды, которые, в свою очередь, приведут к стенанию и воплю. Таковы вкратце основные идеи, необходимые для понимания всей этой темы. Теперь постараемся углубиться в суть этих идей.

Царство Ишмаэля и четыре царства

В первую очередь, говоря об Ишмаэле, нужно вспомнить, что есть определенная система царств, цель которой – порабощать народ Израиля, когда он не исполняет волю Творца. Эта система неоднократно упоминается у пророков и состоит из четырех царств. Нужно понять, как в нее вписывается Ишмаэль.

Различные мнения у комментаторов

Ибн Эзра в своем комментарии (Даниэль, 7:14) написал, что Ишмаэль – это четвертое царство (греков и римлян он включает в общее «царство» – третье). Но Рамбан категорически отвергает это мнение (Бемидбар, 24:20): «Известно из слов наших учителей, что четвертый зверь, увиденный Даниэлем, – это Рим, который изгнал нас… А раби Авраам запутался в этом и внес туда царство Ишмаэля [в качестве четвертого], поскольку пал на него страх перед ним. Он заявляет, что невозможно не учитывать такое большое и могучее царство. Но заявление это происходит от нехватки знания…»

Мнение Рамбана основано на словах мудрецов, но повод для удивления остается: почему царство Ишмаэля, столь большое и могучее, причиняющее огромные и страшные бедствия Израилю, не перечислено в числе четырех царств?

Ответ Маараля

Маараль (в начале книги «Нер Мицва») дает два ответа. Процитируем первый (схожий с объяснением Рамбана): «Некоторые спрашивают: где намек на столь великое и сильное царство Ишмаэля? Ответ: Ишмаэль не упомянут потому, что Писание учитывает лишь те царства, которые заполучили силу святости – унаследовали от Израиля царство и его силу. И к этому относятся лишь четыре царства. Если бы евреи не потеряли свое царство, власть не перешла бы к ним. Но Ишмаэль не унаследовал свою силу от царства Израиля – его могущество Б-г дал ему отдельно, потому что он был потомком Авраама. А Б-г сказал (Берешит 17:20): “И об Ишмаэле услышал Я тебя”. Значит, Б-г дал отдельную силу и мощь Ишмаэлю…»

Царство, делающее все «с именем Б-жьим»

Объяснить сказанное Мааралем на нашем уровне можно так. Все народы мира образуют две различные категории царств. Первая – система из четырех царств. Она как бы представляет «альтернативу» царству Небес. Эти народы создают и внедряют иллюзию, будто в мире могут существовать силы, отделенные от Творца. Поэтому эти четыре царства были основаны на уничтожении царства Израиля. Ведь главной своей задачей они видят устранить и подменить собой царство Небес, которое находит свое проявление в Израиле. Но есть и другой тип царств – к нему и относится царство Ишмаэля. Оно не претендует на подмену или уничтожение царства Небес. Напротив, его цель – открыть его и распространить его. Поэтому оно не было основано на разрушении царства Израиля, но предстает как независимая от него сила – в заслугу того, что Б-г сказал Аврааму: «И об Ишмаэле Я услышал тебя». Именно в этом заключен глубокий смысл наличия имени Б-га в имени Ишмаэля. Действительно, это царство возникло, чтобы явить царство Небес, и оно все делает «с именем Б-жьим».

С тех пор и по сей день наши соседи, потомки Ишмаэля, отличаются верой в Б-га (без примесей) и все поступки совершают как бы во имя Его. Это отличает их от других народов: некоторые просто поклоняются идолам, другие сочетают веру в Б-га с признанием других сил, что также является идолопоклонством. Некоторые же совсем отрицают Творца и воображают, будто мир существует сам по себе, силы природы действуют по своим законам, и нет никакой Высшей Власти, руководящей всем.

Несиим и алуфим

После всего сказанного мы сможем понять, почему Тора называет глав народа Ишмаэля несиим (см. Берешит 25:16), а глав народа Эдома зовет алуфим (см. Берешит 36:15). Алуфим происходят от слова «тысяча» (элеф), которое также означает множество вообще (это наибольшее числительное в иврите после слова ревава – десять тысяч). Такое название относится к владыкам Эдома, поскольку они поднимают в мире знамя «царства рассеяния», стоящего против «царства единства» Всевышнего. В отличие от этого, властители Ишмаэля не противились единству Творца. Наоборот, они признавали его. Поэтому они называются не словом алуфим, указывающим на множество, а словом несиим, означающим вознесение и важность. Впрочем, у них и вправду есть некоторая сущностная важность благодаря тому, что они названы Именем Б-га [здесь имеется в виду сказанное выше, а не присутствие Шехины в среде потомков Ишмаэля].

«Человек»

На основе сказанного мы можем понять смысл слов рава Хаима Виталя («Эц а-Даат Тов», Теилим 124): «На остальные четыре изгнания [четыре царства, порабощающие нас] намекают животные, как упомянуто в книге Даниэля… А Ишмаэль, будучи сыном Авраама и обрезанным, называется [в Торе] “диким человеком”. Это не полноценный человек, поскольку ему делают первую часть обрезания, но без прии (переворачивания оставшейся крайней плоти) после него. Он человек, ведь он сын Авраама, и у него есть заслуги отцов, как просил Авраам: “Только бы Ишмаэль жил перед Тобой”. У него также есть заслуга обрезания, и это еще одна причина называться человеком. Вот почему для нас изгнание среди потомков Ишмаэля тяжелее, чем среди остальных четырех царств. Мудрецы сказали, что потому он и назван Ишмаэлем – ведь евреи будут кричать и вопить в дни этого изгнания, и тогда Б-г услышит их и ответит…»

Возникает вопрос: Эсав – сын Ицхака, почему же он не назван «человеком»? Это объяснение соответствует сказанному выше: царство Ишмаэля отличается от остальных тем, что в нем присутствует вера. Вот почему остальные уподоблены зверям, а Ишмаэль – человеку. Его вера выразилась в том, что он прошел обрезание. Вера является самым фундаментальным качеством в образе человека, как сказано (Макот, 24а): «Пришел Хаввакук и поставил их на одну, как сказано: “Праведник своей верой жить будет”». Но хотя у него имеется заслуга веры, она все-таки несовершенна. Поэтому Ишмаэль называется «диким человеком», а не полноценным. Это выразилось в том, что он был обрезан, но не сделал прию.

Дикий человек

После всего сказанного читатель удивится: если сыны Ишмаэля признают царство Небес и даже делают все «во имя Б-га», почему они отделены от совершенства и не желанны Бгу (как говорит Рамбам в «Игерет Тейман»)? И почему царство Ишмаэля относится к силам зла?

Чтобы ответить, надо разобраться в сути Ишмаэля.

[Сказал ангел Агари]: «И назовешь его именем Ишмаэль, ибо услышал Б-г твое страдание. И он будет диким человеком – рука его на всех, и рука всех на нем, и перед лицом всех братьев своих устоит» (Берешит, 16:11-12).

Гаон рав Ш. Гирш (Берешит, 16:12) комментирует понятие פרא, «дикий»: «”Порхать” (פרח), “раскрыть” (פרע), “дикий” (פרא) и т. д., – все это разные оттенки одного основного понятия – обладать свободой и быть свободным. В особенности это относится к слову “дикий”. Это свободный человек, на котором нет бремени другого, и который не подчиняется законам города. Отсюда и выражение (Ирмияу, 2:24): “Дикий осел, привыкший к пустыне” – это дикое животное, которое не терпит подчинения цивилизации».

Итак, мы видим, что все слова на основе корня פר (присутствующего в слове «дикий»), указывают на выход за всякие рамки и освобождение от сковывающих границ…

Дикость Ишмаэля находит выражение в его основном свойстве: «Рука его на всех» – разбойник (Раши). Ишмаэль сбросил бремя порядочного поведения и думает, что все вещи вокруг не имеют хозяина, и ничто не может воспрепятствовать его желаниям.

Дикость – не просто тип поведения, сопутствующий личности Ишмаэля, а его основа и суть. Это видно из слов Торы: «И он будет диким человеком». Прилагательное «дикий» стоит перед существительным «человек» (хотя обычно в иврите наоборот), указывая, что суть Ишмаэля – это дикость. А «человек» в нем играет лишь второстепенную роль. [Т.е. было бы правильно перевести это «дикарь-человек».] Эту особенность отмечает рав Йеошуа Лейб Дискин, выводя из того, что Тора вначале поставила прилагательное, а не существительное.

Похожую мысль высказал и Хафец Хаим: «Наша Тора вечна, и когда она говорит: “И он будет дикарем-человеком”, это значит, что Ишмаэль навсегда останется диким. Даже если цивилизованные народы попытаются воспитать его и сделать культурным, ничего не выйдет, поскольку он не поддается “окультуриванию”». В конце Хафец Хаим вздохнул и произнес: «Ох, кто знает, что этот дикарь еще сделает народу Израиля в конце дней» (приводится в книге «Ми-Шулхан Гавоа», стр. 78).

Родился с луком и растет с луком

Следуя этому подходу, мы сможем понять еще одно высказывание мудрецов («Пиркей де-раби Элиэзер», гл. 30): «Ишмаэль родился с луком и вырос с луком, как сказано: “И стал стрелком из лука”… Однажды он увидел Ицхака, сидящего одного, и выстрелил в него из лука, чтобы убить. Сара увидела это и рассказала Аврааму… [Мудрецы говорят, что поэтому] “И сказала Аврааму: изгони эту рабыню и сына ее”». В этих словах мудрецов содержится точное определение Ишмаэля – он «родился с луком и вырос с луком». Иными словами, Ишмаэль не только вырос, чтобы вести «жизнь лучника», но и «родился с луком». Жизнь стрелка у него «в крови» с момента рождения. Зло Ишмаэля в том, что он не ведает границ и рамок. Будь его воля, он перешел бы все дозволенное – «рука его на всех». Эта злая сила представлена луком, стрелы которого попадают даже в такие места, куда стрелок дотянуться не может. Поэтому, когда Агарь хотела отдалиться от Ишмаэля, села «напротив, на расстоянии выстрела из лука», поскольку туда он способен достать.

Стоит добавить, что на это качество есть намек и в имени Ишмаэль, которое было дано с разъяснением: «Ибо услышал Б-г твое страдание» (Берешит, 16:11). Оно свидетельствует о том, что само появление Ишмаэля в мире тесно переплетено с этим качеством. Ведь Сара вполне справедливо подчинила себе Агарь, а та вела себя со своей госпожой пренебрежительно (Берешит, 16:4). Тем не менее, Б-г услышал страдание Агари и исполнил ее желание. Это знак для следующих поколений – Ишмаэлю будет дано право беспрепятственно получать желаемое.

Из последнего, что было сказано у мудрецов (там же), мы выучили, что именно из-за этого порока Ишмаэль был отторгнут от праотцов и осужден на изгнание: «Изгони эту рабыню и ее сына». Иначе говоря, поскольку Ишмаэль выбрал «качество лука», относящееся к его матери-египтянке, он был навечно отделен от совершенства, как говорит Рамбам («Игерет Тейман»): «Потомство [Ишмаэля], даже если будет многочисленным, не станет значимым и возвышенным и не будет желанным для Б-га, и нет у него удела в совершенстве человеческом».

«Качество лука» навек стало присущим Ишмаэлю. И как Агарь пыталась высвободиться из подчинения своей госпоже, так и потомки Ишмаэля будут пользоваться этим качеством, чтобы осуществить желаемое (Берешит, 16:8): «От Сарай, госпожи моей, я убегаю». Комментирует «Бааль а-Турим»: «Таких мест два в Писании. Одно здесь, а другое – “От шума всадников и лучников бежит весь город” (Ирмияу, 4:29). И поскольку Сара прогнала Ишмаэля, все евреи убежали от него. Ведь “лучники” – это потомки Ишмаэля, потому что о нем написано: “Стрелок из лука”».

Вера во вред

Теперь можно ответить на заданный выше вопрос: почему царство Ишмаэля относится к силам зла? Хотя оно несет веру в Б-га, все же суть его – дикость, и вера не помогает сдерживать желания. Напротив, вера потомков Ишмаэля в Б-га позволяет им делать все, что придет в голову, выдавая это за волю Творца. Иначе говоря, они не приводят свои желания в соответствие с волей Б-га, а наоборот, утверждают, что Его воля соответствует их желаниям. Вера в Б-га портит их, вредит им. Из-за нее они творят любое зло, какое только есть в мире, прикрываясь званием посланников Б-жьих, вершителей Его воли.

Следовательно, тот факт, что имя Б-га заключено в имени Ишмаэля, способствует их порочности. Ведь во всем, что они делают, Б-г как будто пребывает с ними.

Пыль ног

В свете всего этого мы открываем новое понимание комментария Раши к стиху (Берешит, 18:4): «Да будет же взято немного воды, и омойте ноги ваши». Он пишет (Бава Меция, гл. 6): «Он [Авраам] думал, что это арабы, поклоняющиеся пыли ног своих, и настоял на том, чтобы идолопоклонство не входило в его дом». Прежде мы знали, что древние народы служили образам и статуям, но зачем превращать «пыль ног своих» в объект поклонения? Смысл такого идолопоклонства – вера в то, что, куда бы они ни пошли и какую бы цель ни поставили перед собой, везде пребывает с ними имя Б-га.

Ишмаэль и царство Персии

Теперь можно понять, почему Маараль относит Ишмаэля к персидскому царству (в продолжении приведенной выше цитаты): «Более уместным кажется сказать, что Ишмаэль включен в царство Персии, а это второе царство…» Ишмаэль и Персия одинаковы по сути, оба стремятся довести распространение своих желаний до крайности. Об этом мудрецы говорят (Мегила, 11а): «Это персы, которые едят и пьют, как медведь, жиреют, как медведь, отращивают волосы, как медведь, и нет им покоя, как медведю». Общая черта Ишмаэля и персов – «делать по желанию каждого», доходить до беспредельного удовлетворения желаний. Таким образом, Ишмаэль относится к четырем царствам.

Когда Б-г сделает это

Так следует понимать глубокий смысл слов Билама: «Горе тому, кто будет жить в период того, в имя которого помещено имя Э-ль» Поскольку имя Б-га заключено в имени Ишмаэля, что указывает на сильную веру, это толкает их к тому, чтобы поступать вопреки всякому благоразумию. Они поступают так и в отношении самих себя, готовые умереть ради достижения цели, и в отношении других, готовые навредить им самым жестоким образом. И горе тому, кто встанет у них на пути.

Изгнание среди Ишмаэля

Определив сущность народа Ишмаэля, мы можем теперь понять его роль по отношению к евреям.

Среди всех, кто порабощал Израиль, мы не видим ни одного народа, который претендовал бы на право обладания нашей страной, кроме Ишмаэля. Мудрецы («Зоар», Ваера 32) объясняют, в чем здесь дело: «”И Авраам сказал Б-гу: хоть бы Ишмаэль жил перед Тобой”. Вздохнул раби Хия и заплакал. И произнес: Горе тому времени, когда Агарь родила Ишмаэля… Святой, благословен Он, ответил ему: “И об Ишмаэле Я услышал тебя”. Затем он был обрезан и вошел в святой союз, пока в мире не появился Ицхак. Приди и смотри, четыреста лет стоял ангел Ишмаэля и просил у Святого, благословен Он, говоря: “У того, кто обрезан, есть доля в имени Твоем?” “Да”, – отвечал ему Всевышний. “Так ведь Ишмаэль обрезан. Почему же нет у него завета с Тобой, как у Ицхака?” – спрашивал ангел. “Ицхак обрезан как подобает и по правилам, а этот нет [Ицхаку было сделано и обрезание, и прия, а Ишмаэль, когда ему отрезали крайнюю плоть, подпрыгнул и не позволил сделать прию; и его потомки следуют его примеру]… Что сделал Святой, благословен Он? Отдалил сынов Ишмаэля от высшего единения [с собой] и дал им внизу Святую землю. И сыны Ишмаэля будут властвовать над Святой землей долгое время, пока она пуста, так же, как их обрезание пустое и лишено совершенства. Они будут мешать сынам Израиля вернуться на свое место, пока не иссякнет эта заслуга сынов Ишмаэля».

Вот объяснение на уровне нашего понимания. Наши мудрецы говорят, что требование Ишмаэля получить в наследие страну Израиля основано на сходстве с Израилем – как в силу исполняемой заповеди обрезания, так и в силу Имени Б-га, заключенного в их именах. Обе эти особенности – обрезание и включение Имени Б-га – указывают на наличие веры. Почему присутствие Б-жественного Имени означает веру, мы уже объясняли выше. Обрезание также указывает на это (Берешит, 17:1): «Я – Б-г Всемогущий, ходи передо Мной и будь непорочен [в силу обрезания]». Рамбан объясняет: «”Будь непорочен” – верь в сердце, что только Всевышний обладает настоящей силой… утверди в сердце, что все находится в руках Высшего из высших – Б-га. И Он, Б-г Всемогущий, творит добро, которое не было определено судьбой…»

Отсюда мы учим, что потомки Ишмаэля предъявляют права на нашу землю в силу того, что верят в Б-га. И действительно, пока евреи сами не укрепятся в вере, остается место для требований ангела Ишмаэля не дать им вернуться на свою землю. Но право Ишмаэля наследовать эту страну действует, только когда она «пуста от всего» – когда у самих евреев нет права жить на ней. Но народ Израиля поднимается на уровень «обрезания» и «будь непорочен», восходит к совершенной вере, заключающей в себе признание полной зависимости от высшего Источника и отказ от себя ради Него. И тогда евреи сами удостоятся обрести эту землю, в заслугу того, что Б-г обещал Аврааму, говоря об обрезании (Берешит 17:8): «И дам тебе и потомству твоему после тебя землю, в которой ты проживаешь, – землю Кнаана в наследие вечное».

Мудрецы сказали («Пиркей де-раби Элиэзер», 32): «Святой, благословен Он, услышит стенания народа из-за того, что сыны Ишмаэля будут делать на Земле [Израиля] в конце дней». С нашей точки зрения смысл в том, что, если евреи сами не укрепятся в вере, Всевышнему понадобится побудить их вернуться на должный духовный уровень. И именно на Ишмаэля будет возложена задача «вернуть венец на место». Ишмаэль станет претендовать на Святую землю и не пойдет ни на какие уступки. Ведь ему «положено» владеть этой землей в награду за его «веру». Способы, которыми он воспользуется для достижения желаемого, будут соответствовать понятию «дикарь-человек» – он выйдет за всякие рамки. Защититься от него будет невозможно, так как «рука его на всех». Ничто его не останавливает и не ограничивает, он повалит и затопчет всех, кого сумеет свалить. Ведь согласно своей натуре он «сидит в пустыне и грабит прохожих» (Раши, Берешит, 21:20). Но, по правде говоря, вместо того, чтобы достичь желаемого, он заставит евреев сплотиться против него в их совершенной вере. Они увидят, что нет иного способа спастись от его рук. В столь трудный час они возопят к Всевышнему из глубины сердца, и тогда Б-г услышит их голос, и они удостоятся забрать свою землю из рук Ишмаэля, вера которого несовершенна.

«Встань, дева Израиля!»

Итак, мы выяснили порядок и процесс избавления, совершаемого посредством Ишмаэля, и все это осуществляется у нас на глазах. Ишмаэль старается не дать евреям вернуться на свою землю. И есть лишь одно средство одолеть его – осознать, что сами по себе мы никогда не сможем подняться, как говорит Маараль («Нецах Исраэль», гл. 13): «У Израиля вообще нет собственной силы, и сам себе помочь он не может. И так сказано (Брахот, 4б): «Сказал раби Йоханан: Почему нет буквы нун (начала стиха с этой буквы) в “Ашрей” (Теилим, 145)? Потому что в ней заключено падение (нефила) Израиля, как сказано (Амос, 5): “Пала, больше не встанет дева Израиля”. На Западе читали это так: “Пала и больше не упадет, встань, дева Израиля”. Сказал рав Нахман бар Ицхак: Несмотря на это, Давид вновь поддержал их своим святым духом, как написано: “Поддерживает Б-г всех падающих”». В этих изречениях они также хотят сказать, что у Израиля нет никакой собственной реальности, и только Б-г дает им реальность. Все их существование – лишь Б-г…

Намек на все это содержится в имени Исраэль. Это имя связано с самой сутью того, на что оно указывает, и с ним соединено имя Э-ль… И сказано, что Давид, тем не менее, поддержал ее [общину Израиля] своим святым духом: “Поддерживает Б-г всех падающих”. Хотя община Израиля сама по себе готова упасть, Б-г, поддерживающий все сущее, особым образом поддерживает и ее. Если бы не это, все евреи давно бы уже пали. Лишь Б-г, дающий жизнь всему сущему, поддерживает Израиль, не давая ему упасть окончательно…»

Слова «Поддерживает Б-г всех падающих» исполнятся лишь после того, как евреи придут к осознанию, что у них самих нет никаких сил – «Пала, больше не встанет дева Израиля». Тогда и исполнится второе: «Встань, дева Израиля!» Имя Б-га (Э-ль), прикрепленное к их имени, поднимет из праха и принесет совершенное избавление.

Заключение

После всего сказанного становится ясным вопрос, заданный в начале главы: почему духовная победа над Ишмаэлем считается звеном в переходе от Авраама (наш мир) к Ицхаку (конец дней)? Постараемся пояснить это, согласно нашему подходу.

Мы удостоимся избавления, только если сумеем возвыситься до «уровня Ицхака», как сказали мудрецы («Ялкут», ремез 93): «”И вырос ребенок, и был отнят от груди (игамель), и сделал Авраам большой пир” – в будущем Святой, благословен Он, устроит трапезу для праведников в день, когда подарит (игмоль) добро потомству Ицхака». Качество Ицхака – это страх, а он основан на осознании того, что бытие человека непрочно и очень шатко. Ицхак чувствовал, что вся его жизнь зависит лишь от воли Небес. Аналогично этому, избавление зависит от того, насколько мы укрепимся и станем «сынами Ицхака» – осознаем, что сами по себе лишены возможности существования и зависимы от силы Б-га.

Если поднимемся до уровня «страха Ицхака», нам не понадобится внешняя вынуждающая сила. Если же сами не пробудимся, она непременно придет. Именно Ишмаэль заставит народ Израиля издать стоны, обращенные к Всевышнему. Этот стон будет выражать осознание того, что у евреев нет жизни без Него, и нет никакого естественного процесса, который бы гарантировал нам жизнь. Лишь тогда Всевышний услышит стенания народа и избавит нас.

Мы должны знать это! Пока связываем надежды с силами природы и «мощью руки своей», это лишь укрепляет Ишмаэля и приводит к осуществлению пророчества (Дварим, 28:66): «И будет жизнь твоя висеть напротив тебя, и будешь бояться…» Но если примем «страх Ицхака» и осознаем, что «пала и больше не упадет», то Б-г провозгласит громким голосом: «Встань, дева Израиля!» И да совершится это вскоре в наши дни, амен!

Перевод под редакцией р. Г. Спинаделя. Книга «Из глубин. О разделах Торы» вышла в издательстве «Ам а-Сефер» и доступна в магазинах еврейской книги.


http://www.beerot.ru/?p=29192